1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 8.08.24г., ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г. с изменениями 8.11.2022г., Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом министерства образования РФ №636 от 22.10.1999г., Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Настоящее Положение определяет основные цели, задачи и функции, направления и виды деятельности психологической службы в детском саду, права обязанности и ответственность сотрудников, а также документацию психологической службы дошкольного образовательного учреждения. 1.3. Психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности ДОУ, осуществляющая свою деятельность в тесном контакте с администрацией, педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников. 1.4. Под психологической службой понимается деятельность педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения с участием группы специалистов. 1.5. Деятельность психологической службы ориентирована как на воспитанников, так и на административных педагогических работников, и на родителей (законных представителей) детей, их поддержку и обеспечение их психического здоровья, на психологическое обеспечение образовательной деятельности, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения. 1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в ДОУ, руководствуясь Положением, Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 г (утв. Минобразования России 19 декабря 2017г.), Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ, утвержденное приказом Минобразования России от 22.10.1999г. №636 письмом Минобразования России №29/1886-6 от 24.12.2001г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения, а также запросом родителей (законных представителей), 2 администрации, педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. 1.7. Основной целью деятельности психологической службы (педагогапсихолога) в ДОУ является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей в процессе обучения, воспитания и подготовке их к школе, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогической деятельности. 1.8. В решении всех проблем психологическая служба дошкольного образовательного учреждения руководствуется интересами воспитанников и задачами его всестороннего и гармоничного развития. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 2.1. Цель психологической службы ДОУ – обеспечение полноценного психического и личностного развития воспитанников в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями 2.2. Основные задачи психологической службы: • Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка. • Создание эмоционального психологического комфорта в дошкольном образовательном учреждении. • Изучение особенностей развития детей в единстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер. • Составление заключений и рекомендаций по обучению и воспитанию детей. • Содействие повышению психологической компетенции сотрудников детского сада, родителей (законных представителей) воспитанников в закономерностях развития ребенка. • Иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социологического сопровождения. 2.3. Психологическая служба ДОУ призвана содействовать: • Созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка. • Повышению качества образовательной деятельности на дошкольном уровне образования. • Повышению психологической компетентности педагогов ДОУ. • Развитию дошкольного образовательного учреждения в целом. 3 3. ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОУ 3.1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников ДОУ. 3.2. Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. 3.3. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития 3.4. Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. 3.5 Оказание помощи воспитанникам ДОУ, нуждающимся в особых обучающих программах, в специальных формах организации деятельности. 3.6 Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ. 3.7 Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами, воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста. 3.8 Обучение сотрудников и родителей (законных представителей) воспитанников полноценному развивающему общению с детьми. 3.9. Содействие формированию психологической компетенции сотрудников ДОУ и родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ К основным направлениям деятельности психологической службы ДОУ относятся: 4.1. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явления дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам ДОУ, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей. 4.2. Психологическое просвещение – формирование у всех участников педагогических отношений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 4 4.3. Психологическая диагностика – изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин механизмов нарушения в обучении, развитии социальной адаптации. Психодиагностика проводится педагогомпсихологом как индивидуально, так и с группами воспитанников дошкольного образовательного учреждения 4.4 Психолог-педагогический консилиум, углубленная специализированная помощь участникам образовательных отношений, воспитанникам ДОУ, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании. 4.5 Психологическая коррекция – активное воздействие на формирование личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, медицинского работника, других специалистов ДОУ (разработка рекомендаций, программ коррекции, контроль ее выполнения). 4.6. Психологическая поддержка деятельности ДОУ: • при подготовке к лицензированию ДОУ проведение экспертизы коммуникативной компетентности педагогов и специалистов; • анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников для изучения запросов на образовательную деятельность; • изучение личности и профессионального потенциала сотрудников ДОУ; • разрешение конфликтов в ДОУ; • оказание помощи в построении системы управления коллективом ДОУ. 4.7. Консультативная деятельность – оказание помощи родителям (законным представителям) воспитанников, педагогическим работникам, администрации и другим специалистам, и сотрудникам ДОУ по их запросу в области развития, воспитания, и обучения детей. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 5.1 Сотрудники психологической службы ДОУ несут персональную ответственность: • за достоверность результатов психологического диагностирования. 5 • за адекватность диагностических и коррекционных методов; • обоснованность выдаваемых рекомендаций; • за соблюдение настоящего Положения о психологической службе детского сада. • за сохранность протоколов и других документов психологической службы. • за обеспечение конфиденциальности информации, защиты персональных данных. 5.2. Сотрудники психологической службы ДОУ несут ответственность за сохранность материально-технических средств, вверенных ему для работы психологической службы ДОУ. 6. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СОТРУДНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. 6.1. Сотрудники психологической службы ДОУ обязаны: • В своей деятельности руководствоваться данным Положением, Кодексом психолога, Уставом ДОУ. • Участвовать в работе методических объединений, психологических конференциях и семинаров, проводимых вышестоящими организациями. • Постоянно повышать свой профессиональный уровень • Отчитываться о результатах и ходе проводимой работы перед администрацией ДОУ и руководством психологической службы Управления образования. • Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции. • В решении всех вопросов исходить из интересов воспитанника ДОУ • Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ. • Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы. 6 • Информировать участников педагогических советов, психологических консилиумов, администрацию ДОУ о задачах, содержании и результатах проводимой работы. 6.2. Сотрудники имеют право: • Принимать участие в педагогических советах, психологопедагогических консилиумах, заседаниях и т.д. • Посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью воспитанников детского сада. • Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией • Выступать с обобщением опыта своей работы • Вести работу по пропаганде психолог-педагогических знаний путем чтения лекций, бесед, выступлений, тренингов и др. • Участвовать в курировании социально-педагогической практики студентов колледжей, ВУЗов и т.д. • Определять и выбирать направления и форм повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями. 7. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Документация психологической службы включает: • Положение о психологической службе в ДОУ. • Годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом ДОУ. • Рабочая программа педагога-психолога. • Банк психодиагностических методик. • Результаты психологических обследований (акты, карты, протоколы, заключения, сводные таблицы, рекомендации). • Журнал регистрации индивидуальных консультаций. • Журнал учета видов работы. • Планы и программы проводимых занятий с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями (по направлениям деятельности: развивающая, коррекционная, просветительская, профилактическая). • Аналитико-статистический годовой отчет. • Результаты психодиагностики (акты, карты, психологические портреты, протоколы обследования, сводные таблицы). • Методические рекомендации для воспитателей детского сада. 7 • Рекомендации воспитанников ДОУ. для родителей (законных представителей) 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8.1. Настоящее Положение о психологической службе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего дошкольного учреждения. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменении и дополнении отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Протокол от 29.08.2024 №1 8