Эта комната предназначена для развития и обучения детей
средствами игровой предметности, служит для занятий математикой и словесностью.
На стенах – плакаты, таблицы по методике Н. Зайцева, позволяющие детям
пропевать, проговаривать складовые песенки, составлять из складов слова, писать
по таблице; на полу ковер, на котором, при необходимости, можно разместить
учебные принадлежности (кубики, картинки, счетный материал…). Обучение этим
игровым предметам проходит в игровой активной форме. В учебной комнате для
старшей и подготовительной групп имеются столы и стулья для занятий по
подготовке руки к письму, на остальных занятиях так же используется ковер.
Белые стены, на которых размещены плакаты, белый цвет мебели
– строгое лаконичное оформление – ничто не должно отвлекать от сути
происходящего в этих стенах. В белой учебной комнате дети погружаются в мир
чисел и букв, не только учатся читать и писать, но и познают знаковость
окружающего мира.
Мир математики совершенно особенный. В нем множество абстрактных понятий и объектов, живущих по своим математическим законам и разговаривающих на своем математическом языке при помощи особой системы символов. Учитывая эту специфику, знакомство маленького ребенка с миром математики должно происходить как можно нагляднее, естественнее.
Кладовая предметов окружающего мира, собранная педагогами в ящиках шкафов, помогает детям через вещественность понять суть мирового устройства. Пуговицы, деревянные и пластмассовые палочки, прищепки, стаканчики, коробочки, корзинки, камешки, шишки, орешки, косточки от абрикосов, лоскутки, шнурки – все эти вещи могут содержаться в любой детской коллекции. Манипулируя ими, ребенок учится определять количественные отношения между множествами, познает состав числа, получает представление о величине предметов, открывает элементарные математические законы, устанавливает причины явлений.
Лаконичность и простота оформления учебной комнаты дает
возможность погружения в сказочную ситуацию, чудесные
превращения. Сменяющие друг друга времена года, путешествия по
земному шару, полеты в космос и погружения в пучину океана – что только не переживает
ребенок в стенах «Учебной комнаты». Проживание ребенком игровых ситуаций в
предлагаемых педагогом обстоятельствах способствует глубокому запоминанию
образов математических объектов, понятий и законов их поведения. Каждое
возвращение к ним в дальнейшем рождает новые смыслы и образы, обнаруживает
новые закономерности, переводит глубину понимания их на новый уровень.
Появление новых смыслов, обнаружение закономерностей и взаимосвязей с системой
усвоенных ранее знаний становится своеобразным открытием. Это явление
становится для ребенка значимым и побуждает его к самостоятельным действиям, к
игре. Ребенок создает свои собственные математические модели, свое понимание
математики.
Дидактические игры, кубики, карточки, плакаты, разработанные талантливым педагогом Н.А.Зайцевым, помогают выстраивать образовательный процесс на основе природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. А дидактический материал, подобранный педагогами: – дидактические игры, карточки, схемы, геометрические фигуры, таблицы – в свою очередь, обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности стимулируемой взрослым.