25.06.2024
Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахи, вкусы и т.п.
С восприятий предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминания, мышления, воображения – стоятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработке.
Поэтому нормальное интеллектуальное и творческое развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Именно дошкольный период детства, так называемый сенситивный период, большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В это время ребенок открывает для себя мир, полный многообразных красок, звуков, ароматов. Он знакомится с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой, и , конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это.
Но, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Занятие по сенсорному воспитанию эффективно сочетать с занятиями по развитию эмоционально-волевой сферы. На занятиях попутно развиваются внимание, память (тактильная, зрительная, слуховая), речь, коммуникативные качества, логическое и творческое мышление, умение анализировать, а также координация движений, мелкая моторика. Формирование этих способностей является основой интеллектуально-творческого развития ребенка.
Очень важно иметь в виду значение высокого уровня восприятия для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Сенсорные способности занимают важное место в ряду способностей обеспечивающих продуктивное творчество художника, музыканта, архитектора, писателя, конструктора. Они позволяют с особой глубиной и ясностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, текстуры, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.
А теперь приведем пример, прочитаем стихи поэтессы Натальи Рябининой «О сирени».
«Белую сирень в белом кувшине на белой скатерти.
И день в окне белый, широкой кистью мазками большими пишет художник.
Сирень просвечивает розовым, бледно-зеленым, лиловым, скатерть поблескивает серебристым и жемчужным, в фарфор кувшина умножает бело-облачный свет.
На пестрой палитре густо смешанны краски земли».
Читая эти стихи, мы чувствуем и тонкий аромат сирени, видим нежные оттенки на белых цветах – звездочках, чуть дрожащих от капелек росы. Можно смело сказать, что автор этих стихов обладает не только чувством языка, но и высоким уровнем сенсорной культуры.
Как вы думаете, а почему в детском саду огромное значение придают сенсорному развитию?
Правильно, оно
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
В любом возрасте материал для исследования способствует не только овладению ребёнком познавательных средств, но и помогает развитию координации руки и глаза, мелкой моторики. Многообразие окружающего мира расширяет круг представлений ребёнка.
Это разного рода картинки классификации предметов, серии картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов (раньше, сейчас), позволяющие исследовать и упорядочивать сложные явления природного и социального мира.
Существенной составляющей образно-символического материала являются иллюстрированные издания познавательного характера (книги, альбомы), которые обогащают образный мир ребёнка.
Эти материалы могут быть дополнены коллекциями марок и монет, расширяющими кругозор, содержащими больше возможности для классификационного исследования.
Рекомендованные игры на сенсорное развитие
- Игры с прищепками.
- Игры с цветными скрепками.
- Игры с цветными камешками.
- Игры с цветными пробками
“Укрась домик”, “ Каждому свое место”, “Кто в домике живет”, “Кто там?”, “Что там?” “Сюрприз”, “Бабочки прилетели”, “Найди мышку”, “Где птичка живет”, “Игры с зеркалом” “Закрой домик на замок”.
- На занятиях по математике названия геометрических фигур, “один”, “много”.
“Игры с цветными пробками и закручивающимися предметами” – развивают мышление, внимание, память, мелкую моторику, речь, логическое мышление. Для детей младшего возраста рекомендуется провести игры и занятия:
“Игры с деревом” – развивают мелкую моторику, речь, учат различать цвета, логическое мышление, внимание, память
Для детей младшего возраста рекомендуется провести игры и занятия:
- “Укрась дерево”,
- “Накорми белочку”,
- “Собираем урожай”,
- “Чего не стало”.
- “Укрась полянку”, “Ай, да грибочки”, “Выросли цветочки”, “На полянке ягодки”, “Бабочки прилетели”, “ В гости к нам пришли матрешки”, “Расскажи сказку”, “Чего не стало”.
Посмотрите на жизнь вы глазами детей,
Сколько радостей, сколько открытий.
Шаг за шагом
С ребёнком смелей
Вы по этой планете идите.
Расскажите о звёздах, о синих морях,
Вместе пойте, творите, мечтайте.
Как прекрасная фея,
В чистых, юных сердцах
Огоньки доброты зажигайте.
Т. Шикалова
Источник: https://nsportal.ru/