Повышение двигательной активности детей

25.06.2024

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях с использованием нетрадиционных методов обучения

Авторы: Веденина О. А., Самарина О. В., Хорошавина Е. Е

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. Проблема «взращивания» здорового поколения на сегодняшний день перед нашим техногенным обществом встает особенно остро.

Современные младшие дошкольники нуждаются в новых учебно-развивающих программах обучения физическому движению, ведь именно возраст от 0 до 7 лет является началом всех начал: формируются все основные навыки движения, личностные качества и интересы, проявляется интерес к жизни и т.д.

Нетрадиционные формы обучения движению приобретают важное значение, так как в нашем обществе всестороннему развитию физических качеств детей стали уделять более пристальное внимание.

Целью нашего исследования является ознакомление с различными системами обучения движению в нетрадиционных формах.

Важное место сегодня занимает вопрос о том, как научить ребенка движению, какие упражнения использовать, как сделать так, чтобы ему было интересно, ведь ни для кого не секрет, что дети много сидят не только на учебных занятиях в детском саду, но и дома у телевизоров и компьютеров. Как сделать так, чтобы заинтересовать ребенка и при этом не навредить ему?

Ребенка прежде всего нужно обучать упражнениям, которые способствуют совершенствованию основных движений: ходьбы, бега, лазанья, метания, прыжков и т.д. Чем лучше ребенок освоит эти движения, тем совершеннее он сможет владеть своим телом. Уверенность в своих силах делает ребенка более инициативным, смелым и самостоятельным.

К обучению следует подходить тщательно и серьезно. В тренировке следует идти от простых упражнений к более сложным постепенно, ибо успехи зависят не столько от природных данных, сколько от правильного обучения и настойчивой тренировки.

В раннем дошкольном возрасте ребенку сложно выполнять однообразные физические упражнения, он быстро устает и теряет интерес к физическим упражнениям, поэтому недопустимо перегружать ребят тяжелыми, трудновыполнимыми, однообразными упражнениями. Именно в этом случае на помощь приходит игра. В процессе игры ребенок осваивает новые и новые движения, при этом процесс игры становится захватывающим и ребенок, помимо научения и овладевания физическими навыками, начинает сам придумывать новые виды движения.

В процессе игры у ребенка закладываются элементы творческого, логического, понятийного мышления, ребенок начинает отождествлять себя с окружающими детьми, примерять на себя разные социальные роли. Игры для ребенка – это своеобразная школа мышления и творчества.

С помощью игры ребенок приобретает многие важные конкретные знания: изучение движения предметов, величины расстояний, силы и координации собственных движений, изучение физических свойств предметов (например непроницаемости, делимости, легкости, тяжести, липкости, скользкости и т.д.).

Другой нетрадиционной формой обучения движению является ритмическая гимнастика – гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

Ритмическая гимнастика является одним из главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой.

Ритмическая гимнастика для дошкольников параллельно решает как общие задачи (оздоровительные, учебные, воспитательные), так и частные (повышение эмоционального настроя, формирование двигательной культуры, базы эстетических движений и правильной осанки, развитие чувства ритма и др.).

Для детей дошкольного возраста предлагаются различные методики занятий ритмической гимнастикой, но особого внимания заслуживает программа Н.А. Фоминой «В музыкальном ритме сказок», основу которой составляют сюжетно-ролевые музыкально-ритмические игры по сюжетам сказок народов мира.

Программа позволяет через игровую деятельность в сочетании с музыкой и разнообразными движениями всесторонне решать задачи воспитания детей дошкольного возраста, минуя “муштру” и принуждение, помогает развитию их физических способностей и психических возможностей. Целью программы является формирование физической культуры личности через всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Основу ее составляет триединство воздействия на организм и личность взаимосвязанных компонентов – движения, музыки, сюжета сказки. В результате этого синтеза создается система, обладающая новыми качествами и усиливающая влияние на развитие ребенка.Хочу такой сайт

Новым методом работы с детьми является горизонтальный пластический балет («пластик-шоу»). Все позы в программах «пластик-шоу» горизонтированы (упражнения в позах лежа на спине, на животе, на боку и т.д.), а все движения плавные, мягкие, пластичные, словно растянутые во времени. Физические упражнения выполняются под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии – это эстетическая составляющая двигательной активности детей.

Горизонтальный пластический балет является новым синтетическим направлением в физическом воспитании дошкольников, объединяющим положительные черты художественной гимнастики, аэробики, балета, брейкданса, шейпинга, акробатики, музыкального занятия.

Голосовое озвучивание движений является другим методическим направлением обучения детей движению, в его основе лежат солидные физиологические исследования. Доказана огромная роль движения (двигательной деятельности) в развитии речи ребенка: широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве.

Справедливо и обратное: голосовое озвучивание движений оказывает положительное влияние на качество их выполнения и результативность на занятиях по физической культуре.

Мы выделили следующие особенности современных образовательных программ.

Первая особенность – сопоставление средовых закономерностей эволюционного (филогенетического) и индивидуального (онтогенетического) развития движений, врожденных и приобретенных форм двигательной и рефлекторной деятельности. Движение ребенка совершается в различном окружении – в водной, наземной, социальной и других средах.

Вторая особенность – введение в систему оптимального двигательного стереотипа, характеризующего этапную и конечную цель двигательного развития. Третья особенность – через оптимальное формирование центров управления регуляции обмена веществ способствовать полноценному развитию всего организма и, в том числе, опорно-двигательного аппарата.

Для примера хотелось бы привести несколько образовательных программ:

Программа «Развитие» разработана авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера (1994).

Цель программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи: развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними), простейших форм символизации, способностей к наглядному моделированию.

Программа «Здоровье» разработана В. Г. Алямовской (1993).

Цель программы – комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.

Задачи: укрепление здоровья детей; воспитание потребности в здоровом образе жизни; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

В настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены новыми, более эффективными. Исходя из этого, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы.

В представленной работе мы осветили некоторые инновационные способы обучению движению детей, но активная работа ученых и управленцев по совершенствованию физического воспитания дошкольников, школьников и студентов, развернувшаяся в последние годы, способствует появлению все новых и новых концепций и программ физического воспитания, прогрессивная направленность которых не вызывает сомнений. Принципиальным их достижением является отказ от унитарных подходов к физическому воспитанию, создание возможности выбора педагогическими коллективами собственных путей в реализации подходов, рекомендованных той или иной программой по физическому воспитанию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. (Серия «Вместе с детьми».).
  2. Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  3. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 256 с., илл.
  4. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4 – 5 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 96 с. – (Серия «Вместе с детьми».)
  5. Покровский Е.А. Выяснение значения детских игр с физиологической точки зрения. – Екатеринбург, 2005. – 48 с.
  6. Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском учреждении: старший дошкольный возраст/Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 100 с.
  7. Мир детства. Дошкольник/Под ред.А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1998. – 416 с.
  8. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок)/Авт.-сост. Н.А. Фомина и др. – Волгоград: Учитель, 2004. – 96 с. 9. Жуков С.П. Игра и дети //Физическая культура в школе, 1994, №5, с. 14. 10. Присяжнюк И.В. Уроки с сюжетными играми //Физическая культура в школе, 1990, №1, с. 11-15; №2, с. 7-10.
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».