25.06.2024
В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения. Для многих государств воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с молодежью. Проблемы здоровья молодежи в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в этом направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности. Ключевая роль в формировании здорового образа жизни принадлежит здоровьесберегающим технологиям. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [4, с.5]. Близкими к здоровьесберегающим образовательным технологиям являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль над сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников и молодежи, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий. Перед человеком, который осознал ответственность за собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нем, встает вопрос о том, как это грамотно делать. Ведь заниматься укреплением здоровья негодными средствами –«себе дороже» [3, с.82]. Чего стоит, к примеру, большая часть программ по сбрасыванию лишнего веса! В отношении здоровья в полной мере справедлива истина: «Лучше не делать никак, чем делать не правильно!» Но как правильно? Научить ребенка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья –задача образовательных учреждений [2, с.59]. А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учетом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу, социальному работнику), специалисту по вопросам здоровья. Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому «научиться не болеть», т.е. быть здоровым.
Список литературы
- Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. –160 с.
- Найн А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А.А. Найн, С.Г. Сериков// Педагогика. –1998. –No 6. –С.58-66.
- Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе / А.И. Попова // Образование. –2001. –No
- –С. 80-84.4.Чепурных Е.Е. Национальная концепция охраны здоровья в системе образования. М.: Магистр. –1999. –No 3. –С.3-13