25.06.2024
Освоение ребёнком родного языка начинается с игры: он “пробует на вкус” звуки речи, их сочетания, придумывает свои слова, строит фразы, подражая взрослым и нарочно нарушая их логику. Вхождение ребёнка в языковое пространство – процесс по природе своей творческий, в него включён весь чувственный аппарат – от зрения и слуха до осязания и моторики.
Словесность это игра внутри особо организованного пространства, где звук, склад, слово являются и персонажем, и объектом игры, предметом фантазийных превращений, и основой атмосферы, в которой самостоятельно действует ребёнок. Основу даёт система Н.А. Зайцева, так как она объединяет научные филологические принципы и особенности восприятия маленького ребёнка, рассчитана на усвоение содержательного материала через игру, активно включающую на чувственном уровне все способы восприятия информации.
Круг чтения организуется, главным образом, по принципу адекватности сегодняшнему опыту восприятия ребёнком мира. Литературное произведение обращено к уже имеющемуся кругу впечатлений и ассоциаций, помогает увидеть знакомое “другими глазами”, вызывает эмоциональный отклик и расширяет круг эстетических впечатлений о мире.
В литературных произведениях, которые предлагаются ребёнку, особое внимание уделяется художественной форме. Попытки передать впечатление от звучания стиха, выразить настроение, состояние пространства и персонажа, разгадывание поэтических тропов, игра с сюжетными поворотами – всё это формирует систему начального литературного образования.
Педагогические идеи:
- Организация развивающей среды, в которой развивается личность ребенка.
- Осмысление игрового предмета “Словесность” по принципу субъектности: материал – буква, слог, слово, предложение не остаются целью образования. Важным является развитие вкуса и способности к творческой деятельности, а знания, умения, навыки приобретаются в процессе творчества.
- Содержательная проблематика лежит в области метода (как сделать процесс освоения языка и речи творческим):
- – движение от чувственно-образного мышления к ассоциативно-логическому, переход чувствований в умственную аналитическую деятельность, воспроизведение запечатленных и сохраненных в памяти событий;
- – обучение, обращенное к опыту ребенка;
- – использование игровой деятельности;
- Использование опыта театральной педагогики в драматургическом построении занятия.
- Отношение педагога и ребенка на основе партнерства.
- Интеграция содержания словесности с содержанием других образовательных областей.
- Сочетание в процессе образовательной деятельности репродуктивного и творческого типов деятельности.
Цель:
развитие личности, способной свободно чувствовать себя в пространстве родного языка, эстетически относиться к устной и письменной речи, находить форму для выражения своего внутреннего “Я” через слово.
Задачи:
- Развитие чувствования, воображения, фантазии, ассоциативного мышления и на основе этого способности к словесному творчеству.
- Формирование художественного вкуса, способности воспринимать и понимать язык художественной литературы.
- Развитие представлений о системе языка и его законах.
- Развитие речи.
- Воспитание культуры речи.
Средство решения задач – создание развивающей среды:
- Формирование круга чтения.
- Ситуация общения, в которой ребенку необходимо в слове зафиксировать свое восприятие мира. На основе творческого отношения к языку возможно и создание словесного образа и литературного произведения.
- Система упражнений, направленных на развитие восприятия материи языка.
- Драматургия занятия: создание творческой атмосферы, постановка «сверхзадачи», использование методов “провокаций”, “подговоров”, “ям” для свободного высказывания.
Погружение в языковое пространство для маленького ребенка осуществляется в общении, игре со взрослым и сверстниками, при чтении художественной литературы, при изучении языка и его законов. Поэтому мы возвращаемся к исторически сложившемуся понятию “Словесность” – “изучение слова, речи, правильного и изящного выражения” (В.Даль) в едином курсе.