25.06.2024
Существуют разные подходы в преподавании литературы. Первый – традиционный: чтение художественных произведений; умение отвечать на вопросы после текста; умение выделять главное в тексте; умение пересказывать части, эпизоды.
Что к этому подходу добавляю я?
– Хорошо, если у ребенка возникают вопросы во время чтения сказки, истории! И в этот момент стоит остановиться и над ними вместе подумать!
– Выделяя главное в произведении, важно уметь объяснять, что это значит для меня (для ребенка) – проекция на свой опыт, свои чувства.
– Уметь выделять не только главное, но и интересные «мелочи», детали, нюансы.
– Умение создавать, сочинять, творить «по поводу» произведения. Например, вот избушка на курьих ножках… А я хочу придумать на мокрых ножках… на утиных ножках, на кошачьих ножках…
Получается, что литературное произведение – это повод что-то разыграть, предложить ребенку самому подействовать, принять участие в «А – КОНЦЕРТЕ», где всего лишь необходимо с разной интонацией, с разным характером произнести звук «А». Это повод, чтобы у ребенка возникли собственные образы, сравнения, фантазии, замыслы, интуитивные понимания.
На занятиях в детском саду создается атмосфера, заражающая свободой, игрой, удивлением, радостью; снимается оценка «правильно-неправильно», так как включается магическое «если бы»… При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление.
Мое занятие есть интегрированный процесс. Оно похоже на урок психологии: важна атмосфера занятия (принятие и приятие каждого ребенка), ритуал начала – круг стульчиков (очень важно замечать, что у тебя есть сосед, слушать его), соблюдать закон «волшебного мячика» (контролировать свои эмоции и желания).
Занятия по словесности бывают связаны с рисованием. Необходимость этого объясняется тем, что вербальный язык сложен для детей. Но рисуя, они начинают придумывать, проговаривать свои мысли и чувства, и появляется возможность поговорить с каждым о его букве, о его истории, происходящей на листе.
В процессе занятия формируются следующие коммуникативные навыки:
- умение слушать внимательно, вдумчиво
- участие в обсуждении
- способность к рассуждению
- умение формулировать вопросы
- умение выразить чувства
- активность воображения
- умение связно и бегло излагать свои мысли
- умение оперировать собственными идеями
Поэтому педагог детского сада организует такую образовательную среду, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта.
Этапы (структура) занятия:
- Настрой на занятие, разминка (разминание чувственного аппарата ребенка: слух, зрение, обоняние, память впечатлений). Через разминку я подвожу их к основному событию занятия.
- Проживание основного события: эмоциональный отклик, вопросы, проговаривание ощущений, превращение в персонажа.
- Создание собственного творческого продукта в разных формах: образ придуманной буквы, новое слово, сочинение сказки, рисунок, строчка стихотворения в продолжение текста, буквенный узор, рисование своего билета в театр и т.д.
Как это происходит, читайте статью Снежное занятие (подготовительная группа)