Речь детей 4-5 лет

25.06.2024

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

Связная речь

Дети 4-5 лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что видели или слышали, спорить рассуждать, делать выводы.

В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок в этом возрасте должен уметь связно рассказывать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Это свидетельствует о том, что у ребенка в этом возрасте начинает развиваться так называемая «внутренняя речь».

Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Ни в коем случае нельзя заставлять думать «про себя», ведь он еще не очень умеет этого делать. Ошибкой будет также ограничение практических действий с предметом: «знакомство глазами» с новой вещью 4-летним недостаточно, им еще нужно чувственное восприятие предмета, возможность его потрогать, привести в действие – это есть наглядно-действенное мышление , которое в этом возрасте преобладает. Но начинает складываться и словесно-логическое. Увеличивается возможность детей рассуждать по поводу какого-либо события, сравнивать предметы (Легче детям находить отличия, чем сходства).Хочу такой сайт

Грамматический строй

В этом возрасте ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм и наречий. Ребенок использует сложноподчиненные предложения с союзами потому что, поэтому, но при ответах часто опускают главную часть предложения и начинают с придаточного («Потому что болел»). Усложнение высказывания, увеличение количества слов в предложениях может привести к большому количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов, неправильным согласованиям прилагательных с существительными.

Словарный запас

Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, т.к. дети употребляют в речи сложные предложения. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда), это происходит еще раньше, если взрослый часто пользуется такими словами и вводит их в пассивный словарь ребенка.

Звукопроизношение

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, многие звуки произносятся более правильно и четко, исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко, не все дети умеют произносить звуки л и р.

Звуковой анализ

Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, т.е. развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».