25.06.2024
Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.
Связная речь
Дети 4-5 лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что видели или слышали, спорить рассуждать, делать выводы.
В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок в этом возрасте должен уметь связно рассказывать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.
Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Это свидетельствует о том, что у ребенка в этом возрасте начинает развиваться так называемая «внутренняя речь».
Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Ни в коем случае нельзя заставлять думать «про себя», ведь он еще не очень умеет этого делать. Ошибкой будет также ограничение практических действий с предметом: «знакомство глазами» с новой вещью 4-летним недостаточно, им еще нужно чувственное восприятие предмета, возможность его потрогать, привести в действие – это есть наглядно-действенное мышление , которое в этом возрасте преобладает. Но начинает складываться и словесно-логическое. Увеличивается возможность детей рассуждать по поводу какого-либо события, сравнивать предметы (Легче детям находить отличия, чем сходства).
Грамматический строй
В этом возрасте ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм и наречий. Ребенок использует сложноподчиненные предложения с союзами потому что, поэтому, но при ответах часто опускают главную часть предложения и начинают с придаточного («Потому что болел»). Усложнение высказывания, увеличение количества слов в предложениях может привести к большому количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов, неправильным согласованиям прилагательных с существительными.
Словарный запас
Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, т.к. дети употребляют в речи сложные предложения. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда), это происходит еще раньше, если взрослый часто пользуется такими словами и вводит их в пассивный словарь ребенка.
Звукопроизношение
У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, многие звуки произносятся более правильно и четко, исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко, не все дети умеют произносить звуки л и р.
Звуковой анализ
Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, т.е. развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.