25.06.2024
Развитие речи ребенка начинается уже с первого полугодия его жизни. Богатый словарный запас – это, как минимум, возможность ясно выражать свои мысли. Существуют возрастные нормы и способы, игры, которые подскажут, как увеличить словарный запас ребенка.
Словарный запас ребенка: Возрастные нормы
Средние возрастные нормы представлены в следующих показателях словарного запаса:
- до года – 3-4 слова;
- 1 год 3 мес. – 6 слов;
- 1 год 6 мес. – от 7 до 20 слов;
- 1 год 9 мес. – в среднем 20 слов;
- 2 года – 50 слов;
- 3 года – 250 – 700 слов;
- 4 года – 1500 – 2000 слов;
- 5 лет – 3000 слов;
- 7 лет – 3500 слов.
Умение легко и свободно пользоваться своим словарным запасом необходимо ребенку для уверенного общения, гармоничного развития, успешного обучения.
Вашему вниманию предлагаются игры, которые помогут заметно активизировать лексику старшего дошкольника, увеличить точность и скорость подбора слов.
Игры на развитие словарного запаса
«Играем с пальчиками»: предложи пять разных вариантов окончания предложений, считай варианты, загибая пальчики.
Например: За домом росли……….. (За домом росли елки. За домом росли камыши. За домом росли кусты сирени. За домом росли ивы. За домом росли высокие берёзы)
Продолжи предложения:
Мама купила в магазине……
Петя нес в портфеле……
Катя взяла со стола…
Собака залаяла на…
Около дороги стоял….
«Назови как можно больше предметов из указанного материала»: дерево (деревянный стол, деревянная кровать, деревянная табуретка, и т.д.) Предложите такие материалы: стекло, мясо, мрамор, резина, пластмасса, шоколад, бумага, кирпич, металл, кожа, камень, снег.
«Шагайка – называйка»: подбери пять слов, раскрывающих понятия, с каждым словом делай шаг вперед.
Я знаю имена девочек…..
Я знаю диких животных…..
Я знаю растения…..
Я знаю головные уборы…. и т.д.
«Вот так магазины!»: перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с такими названиями: «Лакомка», «Все для душа», «Каблучок», «На старт!», «Мелодия», «Океан».
«Три части»: назови три части указанного предмета. Назови три части вертолета, три части рубашки, три части велосипеда, три части грузовика, три части корабля.
«Все работы хороши»: назови несколько профессий, которые работают с данными предметами.
С автомобилем работают… (шофер, гонщик, автослесарь, таксист)
С билетами работают….
С карандашом работают…
С микрофоном работают…
С ножницами работают… и т.д.
«Цвет и ответ»: подбери три слова такого же цвета. Монета такого же цвета, как…. Больничный халат такого цвета, как… Баклажан такого же цвета, как….
«Много действий»: перечисли как можно больше действий, которые проходят в данном месте: в цирке, в школе, с детском саду, на пляже, в поезде, в самолете. Например, в цирке люди смеются, плачут, рыдают, улыбаются, пугаются, удивляются…..
«На поверхности»: назови как можно больше предметов, которые можно увидеть на указанной поверхности: на ковре, на столе, на дороге, на плите…
«Каждый знает»: пять раз повтори начало предложения и каждый раз добавляй свое слово.
Каждый знает, что желтым бывает…..
Каждый знает, что хрупким бывает…
Каждый знает, что деревянным бывает…
«Забавные превращения»: назови, в кого превратится человек, если он окажется на переходе улицы, в транспорте, на собственных именинах, в школе, в бассейне.
«Двойной противник»: к каждой паре слов подбери противника. Например, пологий спуск – крутой подъем, долгожданное богатство – неожиданная бедность, слабый мороз, грустная старость, тихий плач, радостная встреча, отдать много, темное прошлое, грустный конец.
Занимаясь с ребенком, не торопитесь говорить за него, подскажите жестом, мимикой, словом противоположного значения. Главное, добиться, чтобы ребенок сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее подбирал слова.