25.06.2024
Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного
образования – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,… может
использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
(ФГОС ДО)
Таким образом, формирование коммуникативных навыков – одна
из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение
вступать в диалог и поддерживать его, задавать вопросы, отвечать в зависимости
от контекста вопроса, адекватно высказывать свою точку зрения и принимать
мнение другого, видеть партнёра и понимать его невербальные сигналы, умение
слушать собеседника – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном
детстве.
Дети с нарушениями речи имеют свои особенности, влияющие на
формирование коммуникативных навыков:
- Низкая
речевая активность, страх обратиться с вопросом, робость, стеснительность,
- Трудности
в установлении вербального контакта,
- Трудности
в удерживании внимания на теме разговора,
- Недостатки
звукопроизношения, словарного запаса, связной речи, грамматические ошибки
влияют на оформление речевого высказывания.
Для развития у детей с нарушениями речи коммуникативных
навыков можно использовать нетрадиционный метод работы – интервью.
Интервью́ (англ. interview) – это
разновидность разговора, беседы
между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим
собеседникам и получает от них ответы.
Применение интервью на занятиях с детьми знакомит их с
правилами ведения диалога (дети должны выслушать собеседника, вовремя вставить
реплики, вопросы, подходящие по смыслу, продолжить линию беседы).
В то же время в интервью ребенок учится:
- Планировать
свою речь;
- Понимать
различные ситуации общения;
- Практически
усваивать вопросно-ответную форму, что помогает соотносить содержание
фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;
- Совершенствовать
навыки использования невербальных средств общения;
- Овладеть
простыми синтаксическими моделями фраз;
- Вырабатывать
и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
- Обогатить
словарный запас;
- Устранять
аграматичное использование слов в структуре связного высказывания;
- Овладевать
связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением
пользоваться различными типами предложений.
Метод интервью позволяет детям в
эмоционально-психологическом плане:
- Развивать
личностные качества;
- Учить
преодолевать скованность;
- Быть
активным и самостоятельным собеседником;
- Развивать
уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и
устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
- Устранять
избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время
её.
Конечно, работу следует начать со знакомством с этим словом,
с профессией корреспондент, с обсуждения правил интервью.
А далее на занятии мы можем смоделировать ситуации:
1. Педагог берет интервью у воспитанников;
2. Дети берут интервью у педагога;
3. Дети перевоплощаются и берут интервью у сказочных героев;
4. Педагог обсуждает с детьми, что бы они хотели узнать у работников детского сада, приглашает на интервью с детьми воспитателей, заведующего детским садом, педагогов, работников детского сада; (Подробнее Учимся брать видеоинтервью)
5. После изучения темы, знакомства с книгой, в проектной
деятельности, педагог поощряет детей задавать вопросы друг другу в форме
интервью.
Эта форма работы помогает нам ненавязчиво вводить детей в
общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. В результате такой игры в
«интервью», дети не только приобретают знание норм речевого общения, но и
используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных
ситуациях.