Консультация «Речь педагога – как основа педагогического мастерства»

25.06.2024

Консультация предполагает:

  • практические упражнения, направленные на улучшение дикции, голоса, речевого дыхания.
  • раздаточный материал – памятка «Советы педагогам, как сохранить голос и сделать его красивым»

В современных условиях развития общества особое внимание уделяется личности педагога, соответственно, возрастают требования к профессиональным и личностным качествам, творческой индивидуальности, педагогическому мастерству. Одна из составляющих педагогического мастерства – это речь педагога. Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Речь педагога – это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для детей. Каждый педагог должен знать, что он несет ответственность за содержание и качество речи.

Признаки хорошей речи

  • правильность речи – соответствие принятым литературно-языковым нормам
  • точность речи – ее соответствие мыслям говорящего
  • ясность речи – доступность пониманию слушателей
  • логичность речи – соответствие законам логики
  • простота речи – естественность, отсутствие вычурности
  • богатство речи – разнообразие используемых в ней языко­вых средств
  • краткость речи – отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений
  • чистота речи – отсутствие нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных слов, употребляемых без особой необходимости
  • выразительность речи – отсутствие в ней шаблонов, словесных штампов, ее образность
  • благозвучие речи – мелодичность, приятное для слуха звучание

Качество речи педагога

Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. Важнейшими профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая. Причины нарушений голоса раз­личны. Выделяют четыре основные: повышенная ежедневная голо­совая нагрузка, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа.

Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50% рабочего времени педагог говорит, причем во время занятия громче обычного. Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные условия работы. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 ч избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее).

Надо обратить внимание и на здоровое состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слишком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкогольные напитки, курение вызывают покраснение слизистой оболочки полости рта, глотки. Для избегания сухости в горле специалисты рекомендуют полоскать горло раствором соды и йода.

Участники мастер-класса выполняют упражнения на развитие голоса.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для педагога, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией педагога заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию.

Педагогам – участникам мастер-класса предлагается выполнить несколько упражнений на дикцию.Хочу такой сайт

Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосо — и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, является переходной фазой и характеризуется завершением вдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что повышает работоспособность организма в целом.

Конечной фазой дыхания соответственно будет вдох. Вдыхая, мы заполняем легкие кислородом. Вдох может быть коротким и наполнить лишь верхние отделы легких или же глубоким, что обеспечит полную наполняемость.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата. При смысловой и эмоциональной речи происходит разнообразная работа дыхательных мышц. Здесь может понадобиться длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий мелодических изменений речи; длительный выдох с контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; и т.д. в связи с этим необходимо развивать разнообразные координации вдохов и выдохов.

Речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением. С этой целью вам предлагается ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата.

Педагоги выполняют упражнения для развития речевого дыхания.

Ритмика. Скорость в общем и продолжительность звучания отдельных слов, а так же пауз вместе с организацией ритма, размером речи организуют ее темпоритм. Это очень существенный компонент речи, потому что паузы и интонация сами по себе, кроме слов, имеют силу эмоционального влияния на слушателей.

Выразительность речи. Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

Требования к речи педагога

Елизавета Ивановна Тихеева, еще в 1930-х годах детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.

  1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
  2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
  4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
  5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
  6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.
  7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
  8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.

Список используемой литературы

  1. Якушева С. Д., Ртищева О. А. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
  2. Липнягова Р. Как сохранить голос// http://лор.net/?view=save-voice
  3. Как сохранить голос. Советы вокалистам //http://iskusstvoucoz.ru /publ/poleznaja_informacija/poleznye_sovety/kak_sokhranit_golos_sovety_vokalistam/4-1-0-13
  4. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1997.
  5. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. — Екатеринбург, Диамант, 1992
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».