25.06.2024
Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.
Нейропсихологическая коррекция служит качественным дополнением к основной коррекционной программе работы с детьми с нарушениями речи, и осуществляется не вместо нее, а вместе с ней.
Занятия по нейропсихологической коррекции показаны ребёнку, имеющему следующие проблемы:
- родовая травма;
- рождение с помощью кесарева сечения;
- повышенный или пониженный тонус;
- частые заболевания, в том числе на первом году жизни, например, бронхо-лёгочные заболевания, отиты, атопические дерматиты; лечение антибиотиками;
- травмы головы, получение общего наркоза;
- в анамнезе — ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;
- мало ползал или не ползал совсем;
- ходил на цыпочках, поздно начал говорить;
- гиперактивен или излишне медлителен;
- импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми;
- быстро утомляется, с трудом засыпает;
- не сразу откликается и понимает обращённую к нему речь;
- пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал;
- при чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова;
- плохо запоминает, сравнивает, обобщает;
- пишет, рисует левой рукой;
- имеет задержку формирования мелкой моторики рук;
- не может описать картинку, скопировать рисунок;
- пропускает, заменяет буквы, часто пишет их зеркально;
- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
- с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
- невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;
- часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание;
- неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.
Предлагаем Вашему вниманию познакомиться подробнее с упражнениями по нейрокоррекции. В каждом разделе мы рассматриваем значение упражнений и приводим примеры данных упражнений. При работе с детьми составляется комплекс упражнений, который включает в себя по 1-2 упражнения из каждого раздела.
- Энергетические упражнения
- Дыхательные упражнения
- Глазодвигательные упражнения
- Растяжки
- Упражнения на релаксацию
- Упражнения двигательного репертуара
- Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
- Нейромячики
Список литературы:
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
- Годдарт Блайт, Салли Оценка нейромоторной готовности к обучению: диагност.тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа. – М.: Линка-Пресс, 2017.
- Годдарт Блайт, Салли Хорошо сбалансированный ребенок: движение и раннее развитие/ Под ред. Н.В. Луниной. – М.: Издательство «Национальное образование», 2020.
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч.1. – М.: АЙРИС-пресс, 2021.
- Пол Э. Деннисон, Гейл Э. Деннисон Гимнастика мозга: баланс для повседневной жизни.
Конева Е.А., Рудаметова Н.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. – Новосибирск, 2008.