25.06.2024
Одна из причин возникновения речевых нарушений – неправильное дыхание. Слабые или толчкообразные вдохи и выдохи, нерациональное распределение воздуха ведут к тому, что ребенок говорит то слишком громко, то слишком тихо, неразборчиво, «захлебывается» словами, не проговаривает их целиком. Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используют специальные комплексы дыхательных упражнений.
Дыхательные упражнения включают перемежающиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, длительности.
С помощью комплекса дыхательных упражнений корректируются следующие нарушения:
- Слабые вдох и выдох, которые ведут к тихой, едва различимой речи. Это нарушение обычно встречается у физически слабых, стеснительных, робких детей.
- Неравномерное, неэкономное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове или даже слоге. Конец фразы или слова «проглатывается» или договаривается шепотом.
- Неспособность грамотно распределять дыхание по словам. Ребенок вдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
- «Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз.
- Неравномерная громкость речи, которая возникает из-за толчкообразного выдоха.
Дыхательные упражнения направлены на:
- восстановление нормального дыхания в покое,
- усиленное снабжение кислородом всех органов и тканей организма,
- оптимизацию тонуса мышц,
- снижение возбудимости,
- улучшение общего состояния ребенка,
- оказание релаксирующего действие,
- развитие концентрации внимания.
Очень часто ребенок, выполняя трудное задание перестает дышать на какое-то время, обделяя свой организм кислородом.
Выполняя различные дыхательные упражнения, ребенок также учится контролировать свое дыхание, т.е. включается функция произвольной саморегуляции.
Примеры дыхательных упражнений:
Дыхательное упражнение «Воздушный шарик». Лежа на спине, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Делает медленный выдох, живот сдувается. Варианты выполнения:
– Лежа на спине, во время команды взрослого «вдох», ребенок делает глубокий вдох через нос, одновременно надувает живот как шарик. Во время команды «Выдох» делает выдох через рот и втягивает живот. Выполнить 5 раз.
– Лежа на спине, во время команды взрослого «вдох», ребенок делает глубокий вдох через рот, одновременно надувает живот как шарик. Во время команды «Выдох» делает выдох через нос и втягивает живот. Выполнить 5 раз.
Дыхательные упражнения: на вдохе подъем руки. Лежа на спине, во время команды взрослого «вдох», ребенок делает глубокий вдох через нос, одновременно поднимает правую руку к потолку, перпендикулярно телу. Во время команды «Выдох» делает выдох через рот и опускает руку. Выполнить 5 раз. Затем упражнение выполняется 5 раз с левой рукой.
Дыхательные упражнения: на вдохе подъем ноги. Лежа на спине, во время команды взрослого «вдох», ребенок делает глубокий вдох через нос, одновременно поднимает прямую правую ногу. Во время команды «выдох» делает выдох через рот и опускает ногу. Выполнить 5 раз. Затем упражнение выполняется 5 раз с левой ногой. Следите за плавностью дыхания, за тем, чтобы не отрывалась от пола поясница и ягодицы.
Дыхательные упражнения: на вдохе подъем ноги и руки (одноименно). Лежа на спине, во время команды взрослого «вдох», ребенок делает глубокий вдох через нос, одновременно поднимает прямые правые ногу и руку. Во время команды «выдох» делает выдох через рот и опускает ногу. Выполнить 5 раз. Затем упражнение выполняется 5 раз с левыми ногой и рукой.
Дыхательные упражнения: на вдохе подъем ноги и руки (разноименно). Лежа на спине, во время команды взрослого «вдох», ребенок делает глубокий вдох через нос, одновременно поднимает прямые правые ногу и левую руку. Во время команды «выдох» делает выдох через рот и опускает ногу и руку. Выполнить 5 раз. Затем упражнение выполняется 5 раз с левой ногой и правой рукой.