25.06.2024
Ребёнок к 3 годам уже должен уметь оценивать пространство на 180° по вертикали и на 180° по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объём зрительного восприятия сужен, ребёнок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребёнок может быть достаточно травматичен, очень быстро устаёт.
Имеющаяся у ребёнка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но, как правило, она проявится и в других сферах, например в речевой. И точно также, как ребёнок видит фрагментарно, он будет и слышать фрагментарно. Например, учитель говорит: «За высоким забором растут яблони». Ребёнок может ухватить только один какой-нибудь фрагмент, например: «растут яблони», а что было перед ним, что после — он не знает, и начинает достраивать всё что угодно и фантазировать, придумывая несущественное, то, что учитель совсем не говорил. Понятно, какое отношение может быть к такому ребёнку в классе.
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память).
При выполнении глазодвигательных упражнений часто наблюдаются патологические содружественные движения (синкенезии). Например, когда ребёнок на что-то смотрит, в этот процесс у него включается язык — это лучший вариант, но, как правило, включается всё тело. Когда ребёнок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он всё время что-то вертит в другой руке и т. п.
Глазодвигательные упражнения помогают устранить те синкинезии, которые когда-то в младенчестве были «выгодны» ребёнку, а теперь их уже можно считать патологическими и нужно с ними работать, избавляться от них.
Примеры глазодвигательных упражнений:
- Учим ребёнка следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не двигая при этом головой. Ребенок лежит, руки и ноги вытянуты, взрослый перемещает ручку или другой предмет в следующих направлениях: вправо, влево, вверх, вниз, к переносице. В конечной точке задерживаем на 1-2 секунды, каждый раз возвращаем в середину.
Упражнение выполняется на трех уровнях: на расстоянии вытянутой руки от ребенка, на расстоянии руки ребенка, согнутой в локте и около переносицы ребенка. Выполнять не более 2 раз на каждом уровне.
- Ребенок лежит, руки и ноги вытянуты, рот открыт, язык высунут и лежит на нижней губе. Взрослый перемещает ручку или другой предмет в следующих направлениях: вправо, влево, вверх, вниз, к переносице. В конечной точке задерживаем на 1-2 секунды, каждый раз возвращаем в середину.
Упражнение выполняется на трех уровнях: на расстоянии вытянутой руки от ребенка, на расстоянии руки ребенка, согнутой в локте и около переносицы ребенка. Выполнять не более 2 раз на каждом уровне. Следить, чтобы язык не двигался.
- Ребенок лежит, руки и ноги вытянуты, рот открыт, язык высунут и лежит на нижней губе. Взрослый перемещает ручку или другой предмет в следующих направлениях: вправо, влево, вверх, вниз, к переносице. В конечной точке задерживаем на 1-2 секунды, каждый раз возвращаем в середину. Язык при этом плавно двигается одновременно с движением глаз.
Упражнение выполняется на трех уровнях: на расстоянии вытянутой руки от ребенка, на расстоянии руки ребенка, согнутой в локте и около переносицы ребенка. Выполнять не более 2 раз на каждом уровне.