25.06.2024
Упражнения представлены в определённом порядке и повторяют последовательно те движения, которые требуются ребёнку на первом году жизни в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития: перевороты со спины на живот, ползание по-пластунски, сидение, хождение на четвереньках и т. д.
В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка в процессе ползания таких понятий, как «верх-низ», «впереди-позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.
Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).
Примеры упражнений:
«Бутончик» («Анемона»): И.п. лежа на спине
1 – Руки перекрещены, сверху ведущая рука; ноги перекрещены, сверху одноименная нога (важно, чтобы сверху правая рука и правая нога или левая рука и левая нога). Голова приведена к груди. На счет 1,2,3.
2 – медленно бутончик раскрывается: голова опускается на пол, руки и ноги раскрыты, но не полностью, держим их «на весу». На счет 1,2,3.
Если у ребенка получается хорошо, то попросите менять верхние ноги и руки каждый раз, когда нужно свернуться клубочком.
«Качалочка»: ребенок садится на пол, сгибает ноги в коленях, обхватывает колени руками, прижимается лбом к коленям, отталкивается назад, прокатывается спиной по полу и возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется 10 раз.
Ползание:
Вариант 1: Ползание на животе «без участия ног», ребенок помогает себе руками, плечами, телом;
Вариант 2: Ползание на животе «без участия рук»; руки сцеплены сзади «в замок», ребенок помогает себе ногами, коленями, бедрами, телом.
Вариант 3: Ползание на спине; ребенок на спине, руки на животе, голова приподнята, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу. Ребенок ползёт, отталкиваясь двумя ногами одновременно или попеременно.
«Ванька-встанька»: ребенок лежит на спине, на счет «раз» вытягивает руки вверх, к потолку, садится без помощи рук, вытянув руки перед собой. На счет «два» без помощи рук ребенок возвращается в исходное положение. Выполнить 10 раз. Если не получается, то взрослый помогает, поддерживая ребенка рукой под затылком.
«Скручивание»: ребенок лежит на спине, руки в стороны, ладони прижаты к полу. 1 – ребенок поднимает прямые ноги, 2 – опускает прямые ноги справа от себя, 3 – возвращает прямые ноги на середину, 4 – опускает прямые ноги слева от себя, 5 – возвращает прямые ноги на середину, 6 – кладет прямые ноги на пол. Выполнить 5-6 раз.
«Брёвнышко»: ребенок лежит на полу, руки вдоль туловища, пальцы прижаты друг к другу, ладони прижаты к бёдрам, ноги прямые. Медленно прокатиться от одной стены комнаты до другой и обратно.