25.06.2024
Отрывок из книги Б.П.Никитин «Интеллектуальные игры»
Сначала это был строгий математический тест, который мы
разработали, чтобы измерять “уровень математического развития” детей. Но дети
восприняли его по-своему, и мы увидели в нем прекрасный материал для развития
математического мышления, для обучения счету и усвоения нумерации, причем
материал, к которому можно возвращаться много раз и на протяжении 5-6 лет,
добавляя к знакомым уже и разгаданным задачам все новые и более сложные.
Как сделать игру
На цветной бумаге начертите 44 квадрата (60 х 60 мм),
нарисуйте на них точки и цифры, как показано на риc. На красных квадратах точки
располагаются линейно, на желтых – по треугольнику, а на зеленых – по
окружности и в центре. Величина точек (черных кружков) должна быть не менее 5
мм диаметром. Затем наклейте их на картон, высушите под прессом и разрежьте на
отдельные квадраты. Квадраты будут 4 видов: красные, желтые, зеленые с черными
точками и белые с черными цифрами. Для хранения квадратов необходима коробка
(60х65х90 мм) с крышкой. Внутри коробки можно сделать перегородку (1/4 длины),
чтобы складывать отдельно квадраты с точками и квадраты с цифрами. Полукруглые
вырезы в перегородке и в торцовых стенках намного облегчат пользование
коробкой.
Вы можете загрузить файл Точечки,
чтобы распечатать игру и играть с удовольствием.
Как играть
Разложите сами на столе все квадраты по порядку. Это
основное задание (4) игры, которое сначала делится на части, а потом
дополняется различными вопросами-заданиями, постепенно усложняясь.Вы понимаете,
какое “математическое образование” надо иметь ребенку, чтобы справиться с таким
заданием. Тут уже надо и различать цвета, и считать до 10, а если точки идут по
кругу, то подсчитать не так-то просто: то “пересчитаешь”, то “недосчитаешь”,
тут надо знать, что “порядок” означает увеличение числа точек на одну в каждом
следующем квадрате, и т.п.
На первый взгляд может показаться, что эта игра по силам
только школьникам 1-2-го классов, т. е. 7-8-летним детям, а в нашей семье этого
уровня уже достигают малыши между 3-4 годами, да и не только, конечно, в нашей,
а всюду, где начинают игры, подобные “Точечкам”, с 1,5-2 лет. Поэтому и мы
начинаем с заданий, значительно более простых, чем задание 4.
“Игровая ситуация” тем более нужна, чем младше ребенок.
Здесь так же надо увлекаться самому взрослому и очень чутко поддерживать каждый
успех, каждый шаг ребенка вперед, так же иногда “забывать” об игре на некоторое
время, чтобы потом вернуться к ней, как к новой, и так же руководствоваться
интересом и увлеченностью ребенка и ни в коем случае “не перегибать палку”, не
заставлять играть, ибо тогда игра “умрет” немедленно.
Задания к игре
- Разложить
квадраты по цвету. Для этого высыпьте квадраты на стол, а малышу скажите:
“Давай наведем порядок в квадратах!” (лучше на фоне какой-нибудь сказочной
ситуации). Для этого надо:
- перевернуть
все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были точки;
- собрать
вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 стопки;
- разложить
их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета. От маленьких, не умеющих
считать, не надо добиваться никакого порядка, а похвалите, какие красивые
цветные дорожки у них получились.
- Разложить
квадраты чуть-чуть по порядку. Предложите ребенку разложить квадраты по
цвету – желтые, зеленые, красные (как в задании 1). Затем в каждом ряду
найти квадраты без точек, положить их первыми слева и затем рядом квадраты
с одной точкой. Квадраты, где нет точек (“ноль точек”), узнают даже не
умеющие считать, поэтому такое задание как раз для малышей, которые знают
только два числа: “один” и “много”.
- Разложить
красные квадраты по порядку. Постепенно малыш раскладывает правильно
квадраты от 0 до 2 точек, потом до 3, 4 и т.д. Остальные квадраты пусть
следуют в беспорядке, хотя иногда дети укладывают их примерно правильно,
чувствуя интуитивно, на глаз, где больше точек и где меньше.
Радуйтесь, подчеркивайте, записывайте в дневник, что
“сегодня Ваня положил по порядку квадраты: 0, 1,2, 3, 4″, ждите с нетерпением
каждого следующего шага (до 5, 6, 7, 8 точек и т. д.), но предлагайте “Точечки”
для игры только тогда, когда вы совершенно уверены в желании малыша взяться за
них. В противном случае отложите игру на неделю, на месяц и вспомните о ней
тогда, когда увидите, что Ваня безошибочно откладывает 5 кубиков.
В этот период следует использовать и все случайные
возможности для обучения счету: “Принеси, Ваня, 3 чайные ложки!”, “А сколько у
Вани белых пуговичек на курточке?”, “Давай сосчитаем, сколько у нас ступенек на
крылечке!”, “Достань, пожалуйста, из корзинки еще 4 картошки!” и т. д. Мы еще
повесили на стену “Таблицу сотни”, до которой Ваня достает руками и, показывая
числа, называет их по порядку, запоминая одновременно и вид самих цифр, и
порядок их следования. И есть еще маленькие и большие счеты, на которых
отсчитывать косточки тоже приятно. В такой “математической атмосфере”, где
взрослые не боятся считать сами и привлекать к этому малыша, дети относятся к
счету как к игре. Мы как-то даже вишнями лакомились, решая задачу: косточки
складывали на квадраты клеенки точно в таком порядке, как в игре “Точечки”.
- Разложить
все квадраты по порядку. Когда ваш ребенок освоит счет до 10, то ему можно
предложить разложить сначала 1 ряд с точками, затем перейти к
раскладыванию 2 и 3 рядов одновременно.
Но как далеко еще от того легкого и свободного обращения с
числами первого десятка, которое мы, взрослые, считаем привилегией только
старших. Тут помогают такие дополнительные задания:
a) кто найдет быстро, где лежит квадрат с 5-ю (с 6-ю, 7-ю,
8-ю и т. д.) точками? Такое задание тоже сначала выполнить нелегко. Этому может
помочь раскладывание ряда с цифрами;
b) кто сумеет положить квадраты с цифрами по порядку? Здесь
малыш должен выдержать два “порядка”: во-первых, последовательность чисел
натурального ряда, а во-вторых, каждая цифра должна быть в одной колонке с
квадратами, где число точек равно числу, обозначаемому цифрой, т. е. 5 должно
быть в одной колонке с квадратами с пятью точками, б-с шестью и т. д.
Теперь, когда все 44 квадрата уложены в 4 ряда, задание а)
выполнять легко. Цифра говорит, сколько на квадрате точек. Хорошо, если малыш
почувствовал это преимущество, как взрослые ощущают его в нумерации страниц,
домов, квартир, телефонов и т. п.;
c) кто быстрее разложит все квадраты по порядку (на
время)? Продолжительность раскладывания всех 44 квадратов в этом случае –
решающий фактор. Здесь не только происходит самосовершенствование (улучшение
собственных “рекордов”), но, главное, начинается выработка своеобразной системы
быстрой разборки и раскладки беспорядочно перемешанных квадратов. Попробуйте
сделать o такую работу за 2,5-2 минуты и сразу почувствуете, что это не так
просто. А подобную работу приходится ежедневно делать почтальонам при разборке
почты, библиотекарям, бухгалтерам и многим другим работникам, связанным с
систематизацией и каталогами. Запишите, за сколько минут справляется малыш с
большой работой по наведению порядка в квадратах, и поощряйте каждый сдвиг,
каждый успех.
- Уберите
предварительно из коробки желтый квадрат без точки и 2 зеленых (ноль и
одна точка), и пусть ребенок ответит, сколько зеленых (красных, желтых,
белых) квадратов в одном ряду?В каком ряду их больше? Для этого надо
разложить все квадраты по порядку, а потом только считать их.
- Сколько
точек на 5 первых зеленых квадратах (на 5 желтых, красных)? Сколько точек
на 6, 7, 8, 9 квадратах? Сосчитывать точки малыши начинают простым
пересчитыванием, а это, во-первых, медленно, а во-вторых, не гарантирует
от ошибок. Как же сосчитать быстро и точно ?
- Какие
квадраты сложить по 2 вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по
10 точек? (0+10, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.) Какие квадраты надо сложить по
2, чтобы получилось по 9 точек в каждой паре квадратов?
- Сколько
всех квадратов в игре? Сначала можно спросить, сколько белых квадратов,
затем сколько цветных, сколько квадратов каждого цвета?
- Сколько
точек в одном ряду квадратов (желтом, красном, зеленом)?
Чему равна сумма чисел на квадратах с числами? Если
вспомнить задание 7, то можно, почти не считая, сразу сказать результаты,
потому что вместо счета единицами тогда можно считать десятками.
Но к такому способу надо прийти обязательно после обычного
пересчета, чтобы видна была громадная разница в обоих способах. Идеально было
бы, если бы ребенок сам дошел до идеи считать десятки, но… это уже целиком
зависит от искусства родителей и воспитателей, сумеют ли они рядом заданий игры
и своими вопросами привести его к такой мысли или нет.
- Сколько
точек в 3 рядах квадратов? В заданиях 9 и 10 будет вырабатываться система
быстрого и безошибочного счета, которую потом можно будет применять в
самых разных случаях, причем безошибочность является не менее ценным
преимуществом, чем быстрота работы.
- Что
одинакового в квадратах одного ряда? Такой вопрос можно задать после
обычного “разложи по порядку” и отметить себе, что заметит ребенок из
имеющейся в ряду общности (одинаковая форма всех карточек – квадраты,
размер квадратов, цвет, материал, цвет и размер точек на карточках;
порядок размещения точек на карточках – по кругу, по треугольнику, по
линиям и др.). Что одинакового в карточках всех 4 рядов?
- Можно
ли разложить все цветные квадраты в стопки по 10 точек в каждой? По 9
точек в каждой? (Отложив в сторону лишь квадраты с 10 точками.) По 15
точек в каждой? Сколько таких стопок получится?
- a)
Есть ли в игре 2 совершенно одинаковых квадрата?
b) Что различного в квадратах одного ряда?
c) Чем различаются квадраты всех 3 рядов? (Цветом каждого ряда, количеством
точек в квадратах одного ряда, расположением точек на квадратах разных рядов и
др.)
Этими заданиями не исчерпывается познание свойств 44 квадратов, и, когда вы начнете играть, то, конечно, придумаете еще много других заданий.