25.06.2024
Модуль “Шахматы” составлен на основе программы «Шахматы – школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС и обеспечена УМК (учебники, рабочие тетради, методические рекомендации для педагога составлены автором программы И.Г.Сухиным).
Современная школа динамична, она предъявляет к ребенку, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых дней учебы первоклассники должны ответственно к ней относиться, выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами – без них они не смогут сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Маленькому человеку необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной педагогом задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи.
В решении многих из вышеперечисленных вопросов в состоянии помочь более широкое введение шахмат в сетку школьных занятий. Ведь игровая деятельность детей сильно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у ребят развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества. Подчеркнем одно важное и еще не оцененное в должной степени обстоятельство, которое часто упускается из виду. Говоря о шахматах в школе, мы подразумеваем не игру как таковую, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам (в формах, доступных для детей каждой возрастной группы)! Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре.
Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости (это крайне важно для школы), формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, гибкость и др.
Пользу шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям:
- Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Размышляя, какой фигурой сделать ход –дети учатся самостоятельности и ответственности.
- Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание, у него вырабатывается усидчивость.
- У ребенка развивается пространственное воображение.
- У ребенка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества, а у ребят его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
- Шахматы сродни творчеству. В шахматах нет готовых ответов. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Курс создан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- Широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски
- Применение нестандартных дидактических заданий и игр
- Детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры
- Преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур
- Выявление стержневой игры первого этапа обучения “Игры на уничтожение”: фигура против фигуры
- Разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры
- Неспешный подвод к краеугольному шахматному термину “мат”
При объяснении того или иного шахматного материала не используется шахматная нотация (чтобы не отпугнуть детей ее кажущейся сложностью). Дидактические задания и игры, приведенные в учебнике, имеют несколько уровней сложности.
Следует отметить, что как за рубежом (в США, Англии, Франции Бельгии, Испании, Германии), так и в России (а Россия имеет приоритет в вопросах методики обучения школьников основам шахматной игры) шахматные уроки почти всегда проводят хорошие игроки-практики (перворазрядники и кандидаты в мастера спорта по шахматам), блестяще владеющие теорией шахматной игры, но не специалисты в детской психологии и педагогике. Они не знают в должной мере психофизиологических возможностей детей каждой возрастной группы и не всегда четко представляют себе чему и как учить детей. Каждый из них применяет свою программу, подчас весьма сложную и зачастую ставит перед детьми спортивные задачи в ущерб общеобразовательным.
Для общеобразовательных целей начальный шахматный курс должен быть максимально простым и учитывать знания и умения, свойственные для детей 6—7 лет. Это позволит использовать его не только в школе, но и в подготовительной к школе группе детского сада.
В курсе “Шахматы – школе” применяется здоровьесберегающая задачная технология, и это легко объяснимо. Ведь в чем состоит основная трудность проведения урока шахмат в начальной школе и занятий в детском саду? В том, что в отличие от спортивных секций, здесь педагог имеет дело с немотивированными детьми, и даже подчас с детьми, имеющими отрицательную мотивацию. Это бывает в тех случаях, если родители все время обыгрывают своего ребенка, наивно полагая, что закаляют его характер. А курс “Шахматы – школе” обеспечивает почти 100% положительную мотивацию, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в курсе – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Во многих из них кажущийся очевидным путь ведет в тупик. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления. Многие ученики способны решать подобные задачи часами, так как они соответствуют возрастным возможностям, интересам и желаниям детей.
“Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”, – любил повторять А. Франс. Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, широко используйте шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины. И каждый, даже казалось бы, самый простой шахматный термин (поверьте, он простой лишь для вас!) изучите, рассмотрите всесторонне, как учил Д. Максвелл: “Нет лучше метода сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в как можно более разнообразных формах”.
Источник: http://suhin.narod.ru/chessuch2.htm, лекционные материалы программы курсов повышения квалификации “Шахматы – школе”, автор Сухин И.Г.