25.06.2024
Наши современные дети живут в городской среде и все меньше времени проводят на улице, чем их родители и, конечно, бабушки и дедушки. И очень жаль! Ведь на улице, естественным образом, так много сенсорных возможностей для игры. А городское помещение зачастую монополизировано телевидением, электронными игрушками или методическими играми для малышей, которые в основном направлены на развитие когнитивных навыков.
Это привело к тому, что современные дети, могут даже не знать как играть, когда предоставляется возможность использовать разнообразный природный и бросовый материал… Это очень грустно.
«Виртуальная гонка за интеллектом» все чаще и дальше уводит нас от реальных телесных ощущений. Чаще всего современные дети погружены в свой внутренний мир, замкнуты, перегружены информацией, раздражительны, имеют вялое тело и вялую мелкую моторику, чувствуют себя уставшими даже утром.
Именно сенсорный опыт возвращает нас к естеству, восстанавливает и укрепляет осознание тех основных чувств, с которыми мы приходим в этот мир: зрение, вкус, слух, осязание, обоняние.
Через эти виды восприятия мы осознаем себя и контактируем с миром. В быстроте и суете жизни мы утрачиваем их полноту. Начинаем действовать так, как будто наших тел и эмоций не существует. Превращаемся в «гигантскую» голову.
Даже от самого интересного и насыщенного процесса обучения, иногда, хочется немного отдохнуть, набраться новых сил и впечатлений. Так возникла идея устроить сенсорные каникулы. Сенсорные каникулы длятся неделю в дни школьных каникул и проходят в виде сенсорной игры.
Сенсорная игра
Сенсорная игра это игра, которая побуждает детей использовать один или несколько органов чувств. Тем самым обогащает сенсорный опыт ребенка, стимулирует зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, баланс движения и эмоций. сенсорное ощущение это пища для мозга, они вносят цельный вклад, который позволяет мозгу строить новые пути для роста и развития.
Сенсорная игра помогает строить нервные связи, лежащие в основе мышления, обучения и творчества. Маленькие дети в основном опираются на сенсорную информацию, что бы узнавать мир и себя. К сожалению, у современных детей сокращается возможность использования сенсорного опыта.
И поскольку у современного ребенка сегодня уже нет широких возможностей для естественных сенсорных игр, потребность ребенка в сенсорном опыте и сенсорная игра встречаются на каникулярных занятиях.
Основная цель сенсорных каникул – релаксация, восстановление и сохранение состояния психоэмоционального равновесия у детей. Такие занятия дают возможность смены впечатлений, видов деятельности, снижают психоэмоциональное напряжение и утомляемость, особенно в условиях длительного учебного периода. На каникулах мы:
- смотрим, слушаем, трогаем, щупаем, нюхаем, шуршим;
- рисуем, мажем, скользим, выдуваем, шлепаем, шмякаем, мнем, капаем;
- расслабляемся, двигаемся, чувствуем, насыщаемся, восстанавливаемся.
Задача сенсорных каникул:
- Показать ребенку возможность активного взаимодействия с внешним миром, преодолеть замкнутость, брезгливость, зажим.
- Развить внимание к себе, своим чувствам, ощущениям.
В ходе сенсорной игры происходит процесс развития умения ребенка понимать, анализировать и принимать свои собственные ощущения, переживания, чувства. Без познания и принятия себя невозможно познание другого человека.
Во время этого этапа большое внимание уделяется процессу саморегуляции, т.к. необходимо отвлечься от внешних раздражителей и сконцентрироваться на своих ощущениях, мыслях, переживаниях.
На каникулах созданы все условия, в которых дети будут получать только положительные эмоции. Дети с удовольствием играют и экспериментируют с различными материалами (водой, песком, крупами, природными материалами, тестом, красками и пр.).
Волшебный мир сенсорный ощущений не оставляет равнодушными никого. Такого рода релаксация, как показала практика, нужны и взрослой аудитории. Элементы такой сенсорной игры мною используются на творческих встречах с родителями. Опробовались на педагогическом сообществе. Такие встречи подарили массу позитивных эмоций, незабываемых впечатлений.
Реализация психолого-педагогических условий по сенсорной игре ведется второй год. Уже очевидно актуальность и востребованность данного направления. Планируется написание рабочей программы по данной теме:
- совершенствование и наполнение содержания сенсорных каникул;
- продолжить создание и наполнение предметно-пространственной среды (зоны сенсорной активности, бизиборды);
- работа с родителями (учить родителей создавать и активно использовать сенсорную среду в общении с ребенком);
- работа с педагогическим сообществом (проведение мастер-классов по профилактике профессионального выгорания педагогов).
Предлагаем вам погрузится в атмосферу открытий, радости и удивительных превращений.