Кризис 3 лет

25.06.2024

К трем годам заканчивается этап «слияния» ребенка с матерью, у малыша резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, соответственно, изменяется его поведение.

Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называется кризисом трех лет. Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается к четырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.

 Что могут сделать родители?

  • Прежде всего, не считайте ребенка “избалованным”, “испорченным” (“Кто же из него вырастет, если он уже сейчас такой?!”), помните о том, что это естественный этап его развития.
  • Наберитесь терпения, вооружитесь специальными приемами и помогите ему благополучно пройти через этот период.

Основные проявления кризиса

Негативизм

Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он дает негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.

Мама планирует вместе с дочерью навестить сегодня бабушку: 

– Настя, неси скорее свои штанишки, одевай их, поедем к бабушке. 

– Нет, не поеду, – обидчиво кидает Настя свои штаны на пол.

Мама не идет на конфликт, зная вспыльчивость Насти:

– Хорошо, тогда оставайся дома с папой, я поеду одна.

– Не останусь! 

Мама недоумевает, что происходит с ее дочкой, а Настя начинает рыдать, кидать вещи, устраивает истерику. 

На самом деле девочка очень хочет поехать к бабушке, но она не может согласиться с этой поездкой, потому что именно мама предложила это.

Многие родители недоумевают, как же поступать в таких ситуациях. Самый лучший способ: избегать прямых указаний, позволить ребенку самому сформулировать то, что ему нужно будет сделать, ребенок взрослеет и ему пойдет только на благо, если он сам научится принимать за себя решения (с вашей подачи, конечно). Мама могла подсказать дочери: «Настя, бабушка нас пригласила к себе, я собираюсь поехать, а ты?». Конечно, девочка тут же побежала бы одеваться.

Упрямство и строптивость

Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.

Папа и сын собираются в дальнюю поездку.

– Я поеду на велосипеде, – заявляет сын. 

– Нет, сынок, мы едем очень далеко, мы не сможем с собой возить еще и велосипед.Хочу такой сайт

– На велосипеде!

– Понимаешь, мы поедем на поезде, тетя проводница не разрешит нам взять с собой велосипед, придется отдать его какому-нибудь другому мальчику, – старается найти понимание у сына отец.

– Я поеду на велосипеде!

Это может длиться до бесконечности, может вылиться в истерику, плач, ведь ребенок в период кризиса настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что ОН это потребовал. Папе в этом случае стоит набраться больше терпения и не спорить по данному поводу. Нужно постараться переключить внимание ребенка с причины упрямства на что-нибудь другое: «Ты можешь взять с собой своего мишку, иди, доставай скорее». Скорректируйте поведение ребенка незаметно для него.

 Своеволие

Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Мама одевает сына в детский сад, очень торопится, опаздывает на работу:

– Да что же ты так долго одеваешься, дай, я одену тебе брюки!

– Я сам, – отвечает вполне спокойно сын.

– Нет, ты будешь делать это очень долго!

Мама одевает сына, сын сопротивляется, плачет. В итоге – испорченное на весь день настроение у мамы и у сына.

Своеволие ребенка проявляется в том, что он стремится все делать сам, ведь именно сейчас он учится самостоятельности, независимости. Но немногие родители свыкаются с этой мыслью, немногие находят в этом положительные стороны, многие только раздражаются этим. Действительно, сколько времени потеряется прежде, чем малыш сам оденется, лучше все сделать самой. Но эта позиция взрослого только лишь подавляет инициативу ребенка и никогда не научит малыша самого решать свои проблемы. Задумайтесь, стоит ли пожертвовать пять минут для этого.

 Обесценивание

Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.

 Протест-бунт и деспотизм

Проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют  изменения отношения к нему со стороны родителей. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми.

Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?

Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.

  • Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм — проявление чувства собственного достоинства и т.п., вам будет легче принять происходящие в ребенке изменения.
  •  Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении мириться, а где предоставить больше самостоятельности, и запишите все свои требования. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый — движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00 – жесткое или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.
  •  Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали “нет”, не меняйте позиции.
  •  Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.
  •  Примите к сведению приступ капризности, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  •  Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  •  Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Капризность требует зрителей, не привлекайте посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка!» Ребенку только этого и нужно.
  •  Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. Хорошо, если у вас в запасе есть много способов «перехитрить» ребенка, добиться от него выполнения желаемого, не вступая с ним в открытое столкновение.
  •  Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации искренний интерес: «Давай играть в “Наоборот”: я тебе скажу – не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».
  •  Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, и здесь вам помогут фантазия и юмор.
  • Чем больше идей в запасе, тем проще выбрать наиболее подходящий вариант реагирования на капризы ребенка. Задавшись целью пополнить копилку идей, вы непременно найдете, у кого поучиться!
Другие статьи по теме:
  • Кризис 3 лет
  • Не хочу, не буду! Кризис 3-х лет в примерах
  • Возрастные особенности в 3 – 4 года
  • Особенности развития детей 3 – 4 лет
  • Что может знать и уметь дошкольник 3-4 лет
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».