25.06.2024
Обычная проблема всех родителей: что делать с маленьким упрямцем, не желающим есть манную кашу, пить молоко, одеваться, обуваться?..
Не хочу, не буду!
Представьте себе раздевалку обычного детского сада. Несколько мам приходят забирать своих малышей — и каждый ребенок вредничает (скажем, не желает обуваться), и каждая мама ведет себя по-своему.
СЦЕНКА № 1
Мама Аня. Дочка Лиза. Мама пришла за Лизой последней.
— Ну давай, доча, обуемся!
— Не хочу сапоги надевать!
— Знаешь, я и без тебя на работе устала! Давай быстрее!
— Не буду сапоги надевать сегодня!
— Господи! Почему именно сегодня-то? Давай ногу!
— Не дам!
Мама начинает нервничать:
— Так мы домой пойдем сегодня?
В ответ — молчание.
Мама встает, отходит. Потом поворачивается к Лизе, дергает за руку, заставляя вытащить ногииз-подскамейки, и силой упаковывает дочь в сапоги. Та, словно опешив, наблюдает за действиями мамы, потом спрашивает с большим достоинством:
— Мама, почему ты меня делгаешь?
Маме становится стыдно, но не перед дочерью, а перед воспитателем, который все это видит. Она поспешно берет дочь за руку и уводит.
СЦЕНКА № 2
Мама Варя. Дочка Тереза.
Эта мама очень спокойная, уверенная в себе.
— Так, обувайся!
— Не буду сапоги набувать!
— Никто тебе не предлагает их надувать. Это же не воздушные шарики! Надевай сапоги, кому говорю!
— Не хочу! Мама смотрит строго.
— Я тебя разве спрашиваю, чего ты хочешь? Сказала — обувайся!
Малышка жалобно:
— Не хочу!
— Если сейчас же не обуешься, не будешь мультики смотреть вообще никогда.
Тереза широко раскрывает глаза от ужаса и тянется к сапогам.
— И побыстрее двигайся, я два часа тебя не буду ждать… Вот так. Умница.
Но у «умницы» вид какой-то пришибленный, похвала ее совсем не радует. Мама, наоборот, довольна, что добилась своего. Сохраняя величественную осанку, она выходит, дочь нехотя плетется за ней.
СЦЕНКА № 3
Мама Валя. Дочка Вера. Эта мама тоже торопится: у них дома торжество. Но торопится она как-то спокойно.
— Одевайся, Веруша, гости нас дома ждут.
— Не хочу сапоги надевать!
Мама наклоняется к дочке, целует. Но Верочка — девочка с характером: она отворачивается и повторяет:
— Не хочу сапоги надевать!
Тогда мама спокойно берет сапожок, натягивает его, застегивает молнию. Берет второй. Вера начинает хныкать, даже пытается отталкивать маму. Та улыбается. Вот наконец надет и второй сапог.
Мама ведет Веру попрощаться с воспитателем и уводит, не замечая слез дочери.
СЦЕНКА № 4
Мама Галя. Дочка Глаша.
— Ну что, доча? Сапоги будем надевать?
— Не хочу!
— Ну и не надевай. В них же неудобно, правильно?
Глаша с интересом смотрит на маму и подтверждает:
— Плавильно!
— Конечно! Ты в чем? В тапочках? Ну и прекрасно! Пойдешь в тапочках — в них удобно, и переобуваться не надо. Правильно?
— Плавильно!
— Ну вот… Правда, на улице лужи. Ноги промочишь в тапочках, простудишься. Будешь лежать, доктора вызовем, а потом я тебе таблеточки буду давать, укольчики делать! Правда, играть тебе будет нельзя: придется в постельке лежать. Зато сейчас переобуваться не надо!
Тут Глаша надолго задумалась. Мама с улыбкой ждет.
Потом мама разговаривает с воспитателем. А Глаша уже натягивает второй сапог.
СЦЕНКА № 5
Мама Даша. Дочка Эрика.
— Эрика, эй! Одевайся! Где сапоги твои?
— Не буду сапоги надевать!
— Интересно! Как надевать, если их и нет?
— Нет, они есть! Но я не буду их надевать!
— Ну и где они? Покажи!
Мама незаметно прячет сапожки: один за шкафчик, а другой под батарею.
Эрика осматривается.
— Где мои сапоги?
— Они играют в прятки.
— Неплавда! Сапоги не плячутся!
— Некоторые нет, а другие очень даже прячутся!
— Какие?
— Волшебные сапоги!
— А мои — волшебные?
— Вспомни, сколько раз ты в них воду набирала. Такое только с волшебными сапогами бывает. Так что они спрятались, и теперь ты их уже вряд ли найдешь!
Эрика отправляется на поиски. Мама ей помогает, но так, что оказывается между Эрикой и тем сапогом, который стоит за шкафчиком…
Наконец Эрика обнаруживает сапог, забившийся под батарею. Она с торжеством вытаскивает его. Но где же второй сапог? А его мама успела спрятать в свой пакет.
— Ну что? Я тебе говорила, что твои сапоги — волшебные. Но ты мне не верила!
— А втолой где?
— Может, он в шкафчик залез?
Эрика раскрывает все шкафчики, а мама у нее за спиной ставит сапог на первый, уже проверенный шкафчик.
Эрика поворачивается к маме — и тут видит глядящий на нее сапог.
— Вот он!
— Где? О, попался!
Эрика хватает сапог и натягивает его, прыгая по всей раздевалке.
Потом натягивает второй сапог и бежит за мамой.
СЦЕНКА № 6
Мама Женя. Сын Ваня.
— Обувайся, сынок! Пора домой отправляться.
— Не буду обуваться!
— Что так?
— Не хочу обуваться!
— А Кеша где?
Кеша — плюшевый бобр, любимая игрушка Вани. С Кешей он всегда ходит в сад.
— В гъуппе остался!
Ваня приносит Кешу.
Мама: — Кеша, надевай сапоги!
Голосом Кеши: — Не буду! Не хочу!
Своим голосом — Ване:
— А Кеша-то капризничает! Всегда был хороший бобр, а сапоги надевать не хочет!
Ваня улыбается: ему явно нравится такая коллизия.
— Что же мы будем делать? Кеша упрямится! Если он пойдет по улице без сапог, то обязательно промочит ножки, правда? Как же нам Кешу уговорить?
Ваня: — Кеша! Ты же свои ножки пъамочишь!
Мама Кешиным голосом: — Ну и пусть! Не буду сапоги надевать!
Ваня убежденно:
— Ты гъупый! Пъамочишь ножки и забоеешь!
— Ну и пусть!
Ваня хватает сапог и пытается всунуть в него Кешу.
Мама:
— Ой, Ванюш, ты Кешу на руках понеси, а то сапоги ему не впору!
— А купим Кеше сапоги?
— Да, надо. Но пока надевай ты сапоги, а Кешу на руки возьмем. Ты согласен, Кеша?
— Согласен! Ваня натягивает сапоги, берет Кешу и уходит.
СЦЕНКА № 7
Мама Ира. Сын Степа.
— Давай обувайся, Степка
— Не стану!
— Ну тогда поступай как хочешь.
Мама отходит, смотрит детские поделки. Разговаривает с воспитателем. Потом садится рядом с сыном и говорит по телефону. Смеется. Степа сидит насупившись.
Мама наконец-то замечает своего Степу.
— Хорошо сидим, а? А что сегодня у вас случилось?
— Ничего!
— Совсем ничего?
— Совсем!
— Скучно. Ну, про деток что-нибудь расскажи.
— Домой хочу!
— Ну что ж, тут хорошо, но, если ты хочешь, пойдем. Одевайся. Или помочь тебе?
— Я сам!
— Ну давай сам. Я тебя на лестнице подожду.
Степа одевается, обувается и выходит.
СЦЕНКА № 8
Мама Кира. Сын Леша.
— Ты еще не обулся? Быстренько сапоги надевай.
— Не буду сапоги надевать!
— А в чем пойдешь?
— Не хочу сапоги надевать!
— В носочках пойдешь?
— Не буду сапоги!
— Ладно, я согласна. А что у тебяесть-токроме сапог?
— Кеды.
— Кеды? Ну надевай кеды. Сапоги пусть отдохнут.
Сын, довольный, залезает ногами в кеды, кое-как завязывает шнурки. Мама помогает ему застегнуть курточку, дает в руки сапоги.
Леша весело прыгает по лестнице с сапогами в руках. Но первые же девочки, которых он встречает, смеются над ним. Шнурок у одного из кедов развязывается… Тогда он поворачивается и бежит в группу.
— Ты чего? Останешься здесь ночевать?
Сын молча натягивает сапоги. Потом берет кеды, забрасывает в угол.
— Значит, нет отдыха бедным сапогам? Ну, летом будут отдыхать. Идем, Леша.
Подведем итог
Все мамы добились своего.
Но мама Аня (1) при этом слишком разнервничалась. Раздражаясь, мы демонстрируем детям свою слабость. А для малыша важнее всего — надежность, уверенность в том, что на маму и папу всегда можно опереться. Если мама Аня будет так вести себя часто, дочь потеряет уверенность в себе, тоже станет нервной и раздражительной. Кроме того, мама потеряет у нее авторитет.
Первая заповедь хорошего воспитателя: владеть собой, что бы ни случилось.
Мама Варя (2) — из тех, кто уверен, что ребенок должен ВСЕГДА слушаться. Такие взрослые ломают волю ребенка. Послушания они добиваются, но при этом разрушают личность ребенка.
Маме Вале (3) нужно было срочно увести малышку. В этой ситуации мама проявила спокойную твердость. Внешне ее поведение похоже на поведение мамы Ани. Но спокойная твердость в отличие от злости и раздражения не слабость, а сила. А продемонстрировать ребенку свою силу — неплохо.
Мама Галя (4) показала дочке последствия ее решения с разных сторон. Она дала возможность девочке подумать. Получилось своего рода всестороннее обсуждение проблемы.
Заметьте: мама дала девочке возможность САМОЙ принять решение.
Мама Даша (5) превратила конфликтную ситуацию В ИГРОВУЮ. И девочка перестала упрямиться.
Если взрослый играет с ребенком и делает это искренне, с увлечением, ребенок уже не может конфликтовать, он выбит из роли упрямца и уже воспринимает взрослого как друга, а не как оппонента.
Мама Женя (6) придумала еще лучше: в игре дала сыну роль Сторонника Одевания Сапог. Теперь «нарушителем порядка» оказывается игрушка, а Ваня — воспитатель, убеждающий «глупого» Кешу, что нужно надеть сапоги.
Мама Ира (7) использовала прием «Игнорирование». Пока малыш вел себя неподобающе, мама его не замечала. Это возможно, если у вас есть время в запасе.
Наконец, мама Кира (8) уступила сыну, позволив сделать то, что ему хотелось. Но он сам убедился, что в сапогах лучше, чем в кедах, и переобулся.
Мы конфликтуем с детьми от недостатка воображения и чувства юмора. Мы не догадываемся, как развернуть ситуацию, чтобы и своего добиться, и конфликта избежать, и поиграть с ребенком.
Нам не хватает также УВАЖЕНИЯ К ДЕТЯМ.
Дети упрямятся не потому, что они плохие. Им нужно почувствовать себя людьми, самостоятельными и свободными. Им хочется знать, что можно, а чего нельзя. Они хотят убедиться в нашей твердости, надежности и проверяют нас.
Малыш упрямится? Отлично! Он специально вас развлекает, чтобы не скучали. Так к этому и относитесь!
Что делать, если ребенок упрямится?
Если очень торопитесь, спокойно и твердо заставьте малыша подчиниться. При этом держитесь доброжелательно, не сердитесь на ребенка.
Если есть время, попробуйте применить прием «Игнорирование»: занимайтесьчем-тосвоим, не замечая ребенка, пока он сам не сделает то, что вам нужно. При этом нужно проявить терпение: не показывать, что вы торопитесь, не уговаривать малыша.
Если это возможно, уступите ребенку: ему это будет приятно, убедит, что мама считается с ним. Но малыш должен воспринимать ваше решение как проявление хорошего отношения к нему, а не как бесхарактерность.
Попробуйте перевести всю ситуацию в игровую: превратите спор со своим чадом в интересную, веселую игру. Тогда малыш уже не сможет упрямиться и легко уступит вам.
Попытайтесь показать ребенку его поведение, приписав егокому-тодругому. А малыша подтолкните к тому, чтобы он стал в позицию противника такого поведения. Тогда он больше не будет так себя вести.
Обсудите с ним с разных сторон последствия его решения. Дайте малышу возможность задуматься, увидеть ситуацию с неожиданной стороны. И пусть решение принимает он сам.
Другие статьи по теме:
- Кризис 3 лет
- Не хочу, не буду! Кризис 3-х лет в примерах
- Возрастные особенности в 3 – 4 года
- Особенности развития детей 3 – 4 лет
- Что может знать и уметь дошкольник 3-4 лет