Что может знать и уметь дошкольник 3-4 лет

25.06.2024

Каждый ребенок – индивидуальность, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребенок.

Развитие детей 3-4-х лет

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка.

Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом. Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

Особенности психического развития:

Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Ведущая деятельность — игра. В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями.Хочу такой сайт

Математические представления:

В 3-4 года ребенок может:

  • считать до трех в прямом и обратном порядке;
  • при пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)
  • сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;
  • ориентироваться в пространстве (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)
  • ориентироваться в понятиях «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;
  • знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;
  • различать предметы по форме, размеру и цвету
  • знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.
Развитие речи:

В 3-4 года ребенок может:

  • понимать речь взрослого.
  • учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;
  • различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
  • знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;
  • уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
  • иметь словарный запас более 1500 слов.
Окружающий мир:

 В 3-4 года ребенок может:

  • различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;
  • владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;
  • учить названия времен года, их последовательность и признаки;
  • различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать, что где растет;
  • учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;
  • знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;
  • иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;
  • знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
  • иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);
  • знать о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);
Логическое мышление:

В 3-4 года ребенок может уметь:

  • объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;
  • объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
  • в группе предметов находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);
  • складывать разрезную картинку из 4-6 частей.
Развитие мелкой моторики рук:

В 3-4 года ребенок может:

  • учиться правильно держать в руке карандаш, кисть;
  • учиться обводить простые легкие рисунки;
  • уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
  • учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;
  • учиться действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по контуру;
  • учиться выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;
  • учиться лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой, плющить, отщипывать часть от целого;
Физическое развитие:

Ребенок 3-4 лет может:

  • прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;
  • бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;
  • лазать по гимнстической стенке;
  • учиться действовать с мячом: подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;
  • учиться кататься на трехколесном велосипеде, коньках и лыжах.
Навыки самообслуживания:

В 3 -4 года ребенок может:

  • мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;
  • уметь раздеваться и одеваться с небольшой помощью родителей;
  • ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;
  • укладывать кукол на полочки;
  • складывать грязное белье в бельевую корзину;
  • собирать мелкие предметы с ковра;
  • протирать пыль с доступных предметов;
  • поливать комнатные растения, стоящие на подоконнике,
  • подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: “А я уже взрослый!”

Источник: http://cdc.minobr.ru/2017/01/psichologicheskie-3-4/

Другие статьи по теме:
  • Кризис 3 лет
  • Не хочу, не буду! Кризис 3-х лет в примерах
  • Возрастные особенности в 3 – 4 года
  • Особенности развития детей 3 – 4 лет
  • Что может знать и уметь дошкольник 3-4 лет
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».