25.06.2024
Каждый ребенок – индивидуальность, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребенок.
Развитие детей 3-4-х лет
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка.
Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом. Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
Особенности психического развития:
Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.
Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.
К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.
Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.
Ведущая деятельность — игра. В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями.
Математические представления:
В 3-4 года ребенок может:
- считать до трех в прямом и обратном порядке;
- при пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)
- сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;
- ориентироваться в пространстве (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)
- ориентироваться в понятиях «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;
- знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;
- различать предметы по форме, размеру и цвету
- знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.
Развитие речи:
В 3-4 года ребенок может:
- понимать речь взрослого.
- учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;
- различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
- знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;
- уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
- иметь словарный запас более 1500 слов.
Окружающий мир:
В 3-4 года ребенок может:
- различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;
- владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;
- учить названия времен года, их последовательность и признаки;
- различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать, что где растет;
- учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;
- знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;
- иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;
- знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
- иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);
- знать о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);
Логическое мышление:
В 3-4 года ребенок может уметь:
- объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;
- объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
- в группе предметов находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);
- складывать разрезную картинку из 4-6 частей.
Развитие мелкой моторики рук:
В 3-4 года ребенок может:
- учиться правильно держать в руке карандаш, кисть;
- учиться обводить простые легкие рисунки;
- уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
- учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;
- учиться действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по контуру;
- учиться выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;
- учиться лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой, плющить, отщипывать часть от целого;
Физическое развитие:
Ребенок 3-4 лет может:
- прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;
- бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;
- лазать по гимнстической стенке;
- учиться действовать с мячом: подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;
- учиться кататься на трехколесном велосипеде, коньках и лыжах.
Навыки самообслуживания:
В 3 -4 года ребенок может:
- мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;
- уметь раздеваться и одеваться с небольшой помощью родителей;
- ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;
- укладывать кукол на полочки;
- складывать грязное белье в бельевую корзину;
- собирать мелкие предметы с ковра;
- протирать пыль с доступных предметов;
- поливать комнатные растения, стоящие на подоконнике,
- подметать полы при помощи детского веника.
И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: “А я уже взрослый!”
Источник: http://cdc.minobr.ru/2017/01/psichologicheskie-3-4/
Другие статьи по теме:
- Кризис 3 лет
- Не хочу, не буду! Кризис 3-х лет в примерах
- Возрастные особенности в 3 – 4 года
- Особенности развития детей 3 – 4 лет
- Что может знать и уметь дошкольник 3-4 лет