25.06.2024
Каждый ребенок – индивидуальность, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребенок.
Развитие детей 4-5 лет
Особенности психического развития:
В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Логическое мышление:
- не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
- находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
- собирать пирамидку без посторонней помощи.
- различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
- классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан – фрукты; стол, стул, диван – мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
- складывать по образцу постройки из конструктора.
- складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
- находить сходства и различия предметов.
Математика:
Ребенок 4 – 5 лет может:
- различать и называть части суток, времена года.
- знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
- узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб), их характерные отличия.
- находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
- знать цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
- сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
- понимать значение: больше – меньше, поровну.
- знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
- знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).
Развитие Речи:
Ребенок 4 – 5 лет может:
- понимать речь окружающих.
- использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
- вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
- находить предмет по описанию. Описать предмет.
- составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
- понимать, употреблять, составлять слова – антонимы (теплый – холодный, низкий – высокий и т.д.).
- называть существительные в единственном и множественном числе (груша – груши).
- понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
- выделять первый звук в слове.
- знать наизусть небольшие стихотворения.
- осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
Окружающий мир:
Ребенок 4 – 5 лет должен:
- называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну. Знать фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
- понимать отличие строения человека от строения животных, называть их части тела (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть).
- различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
- различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по листьям.
- знать условия, необходимые для роста и развития растений.
- называть домашних и диких животных и их детёнышей.
- называть насекомых, знать, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).
Навыки самообслуживания:
Ребенок 4 – 5 лет может:
- уметь правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).
- самостоятельно раздеваться, одеваться.
- застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
Навыки мелкой моторики:
Ребенок 4 – 5 лет может:
- нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
- правильно держать в руке карандаш.
- точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
- заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
Изобразительная деятельность:
Ребенок 4 – 5 лет может:
- правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
- изображать предметы, передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
- передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
- создавать узор на круге, квадрате.
- создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.
- использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
- аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
- подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
- оставлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Источник: http://cvo-samara.ru/colleagues/metod-docs/doshkol-know-do/
Другие статьи по теме:
- Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
- Особенности развития детей 4 – 5 лет
- Что может знать и уметь дошкольник 4-5 лет