Что может знать и уметь дошкольник 4-5 лет

25.06.2024

Каждый ребенок – индивидуальность, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребенок.

Развитие детей 4-5 лет
Особенности психического развития:

В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Логическое мышление:

Ребенок 4 – 5 лет может:Хочу такой сайт

  • не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
  • находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
  • собирать пирамидку без посторонней помощи.
  • различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
  • классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан – фрукты; стол, стул, диван – мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
  • складывать по образцу постройки из конструктора.
  • складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
  • находить сходства и различия предметов.
Математика:

Ребенок 4 – 5 лет может:

  • различать и называть части суток, времена года.
  • знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
  • узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб), их характерные отличия.
  • находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
  • знать цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
  • сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
  • понимать значение: больше – меньше, поровну.
  • знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
  • знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).
Развитие Речи:

Ребенок 4 – 5 лет может:

  • понимать речь окружающих.
  • использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
  • вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
  • находить предмет по описанию. Описать предмет.
  • составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
  • понимать, употреблять, составлять слова – антонимы (теплый – холодный, низкий – высокий и т.д.).
  • называть существительные в единственном и множественном числе (груша – груши).
  • понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
  • выделять первый звук в слове.
  • знать наизусть небольшие стихотворения.
  • осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
Окружающий мир:

Ребенок 4 – 5 лет должен:

  • называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну. Знать фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
  • понимать отличие строения человека от строения животных, называть их части тела (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть).
  • различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
  • различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по листьям.
  • знать условия, необходимые для роста и развития растений.
  • называть домашних и диких животных и их детёнышей.
  • называть насекомых, знать, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).
Навыки самообслуживания:

Ребенок 4 – 5 лет может:

  • уметь правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).
  • самостоятельно раздеваться, одеваться.
  • застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
Навыки мелкой моторики:

Ребенок 4 – 5 лет может:

  • нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
  • правильно держать в руке карандаш.
  • точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
  • заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
Изобразительная деятельность:

Ребенок 4 – 5 лет может:

  • правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
  • изображать предметы, передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
  • передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  • создавать узор на круге, квадрате.
  • создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.
  • использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
  • правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
  • аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
  • оставлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Источник: http://cvo-samara.ru/colleagues/metod-docs/doshkol-know-do/

Другие статьи по теме:
  • Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
  • Особенности развития детей 4 – 5 лет
  • Что может знать и уметь дошкольник 4-5 лет
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».