25.06.2024
Каждый ребенок – индивидуальность, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребенок.
Развитие детей 5-6 лет
Особенности психического развития:
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
Логическое мышление:
- не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.
- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.
- сравнивать два изображения по памяти.
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
- находить 4-5 пар одинаковых предметов.
- складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.
Математика:
Ребенок 5 – 6 лет может:
- различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
- ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
- узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб), их характерные отличия.
- знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
- сравнивать 10 предметов, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
- разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Развитие речи:
Ребенок 5 – 6 лет может:
- употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
- самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок;
- сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
- определять место звука в слове.
- по плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.
- согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
- замечать неправильную постановку ударения в слове.
- подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом со сходным значением.
- связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
- составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
- правильно произносить все звуки.
Окружающий мир:
Ребенок 5 – 6 лет может:
- различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
- определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.
- классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
- знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
- знать несколько профессий.
- знать своих родственников, домашний адрес.
- знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
- называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу, фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
- анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
- иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
- различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре – пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
- рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.
Навыки самообслуживания:
Ребенок 5 – 6 лет может:
- правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
- самостоятельно раздеваться, одеваться.
- следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно
- устранять непорядок в своем внешнем виде.
- самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).
Навыки мелкой моторики:
Ребенок 5 – 6 лет может:
- завязывать узелки на веревке.
- ориентироваться в тетради в клетку
- регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Изобразительная деятельность:
Ребенок 5 – 6 лет может:
- рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
- располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
- владеть навыками аккуратной работы с пластилином.
- лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
- использовать приёмы прижимания и примазывания при соединении частей.
- владеть навыком округлого раскатывания.
- владеть навыком рационального деление пластилина.
- использовать в работе стеку
- передавать в лепке движения
- правильно держать ножницы и действовать ими
- изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
- использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.
- составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
Источник: http://cvo-samara.ru/colleagues/metod-docs/doshkol-know-do/
Другие статьи по теме:
- Возрастные особенности детей 5 – 6 лет
- Особенности развития детей в 5 – 6 лет
- Что может знать и уметь дошкольник 5-6 лет