Почему нам трудно говорить с детьми?

25.06.2024

Помните сочинение про счастье в фильме «Доживем до понедельника»? Кто-то из учеников написал: «Счастье –это когда тебя понимают». Это основная потребность всех людей и –особенно –детей. Почему же бывает так сложно говорить с детьми? Разберем несколько причин.

Мы не понимаем возрастных особенностей детей.

Зачастую мы пытаемся говорить с детьми как со взрослыми или, наоборот, не учитываем, что они уже не малыши. Один из ключевых секретов взаимопонимания –осознать, на какой ступеньке развития сейчас находится ваш ребенок и какие «ключи» подойдут в данный момент для оптимального взаимодействия. Это касается, например, дистанции в общении –так, трехлетний ребенок входит в кризис «Я сам» и пытается почувствовать свои силы, игнорирование этого фактора неизменно будет вести к конфликтам.

Мы отрицаем или не понимаем чувства детей.

Наши дети могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать. Но слова сопереживания не приходят нам в голову сами собой –это не наш «родной язык». Большинство современных взрослых выросло в обстановке отрицания чувств. Для детей этот язык жизненно необходим, без обозначения того, что с ними происходит, дети попадают в психологический вакуум, они не могут разобраться в себе и в том, что с ними происходит, эмоции захлестывают их. Поэтому детям важно подсказывать: «тебе сейчас страшно», «я вижу, ты злишься», «на твоем месте я бы расстроился».

Мы не умеем слушать детей.

Например, ребенок приходит к родителю поговорить, но тот устал после работы и слушает вполуха. Вместо того чтобы выслушать, мы начинаем интерпретировать, оценивать, давать советы: «Наверное, ты сам его спровоцировал, раз он тебя ударил». С каждым случаем, когда мы –не на стороне ребенка, мы все больше теряем его доверие. Задетым чувствам сына требуется такое же безотлагательное и серьезное внимание, как если бы он повредил колено.

Детям важно уделять внимание каждый день.Хочу такой сайт

Хотя бы 20 минут в конце дня: спросить, как прошел день, что было хорошего и плохого, не нужна ли какая-то помощь. Эти вопросы станут тем связующим звеном, с помощью которого вы сможете поддерживать ваш контакт, что бы ни случилось. Для детей важно не только то, какие слова сказаны, но и какое отношение стоит за этими словами. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать, что мы обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка.

Мы не даем детям права на пробы и ошибки.

Как часто мы говорим детям такие фразы:– я лучше знаю, что тебе надо;–вырастешь, тогда делай, что хочешь, а сейчас ты «обязан» слушаться;–делай то, что я тебе говорю потому, что я старше…Все это происходит от того, что у нас перед глазами не было примера добрых доверительных, уважительных отношений со своими родителями, и мы просто не знаем, как поступить иначе. Чтобы взять ситуацию под контроль и показать свой авторитет, мы начинаем давать советы раньше времени, и ребенок протестует против них. Когда мы даем ребенку совет или предлагаем немедленное решение его проблем, мы лишаем его опыта борьбы с собственными трудностями. Мы пользуемся теми способами, которыми воспитывали нас. Чтобы ребенок шел на контакт, нужно знать его индивидуальные особенности, а они могут очень сильно отличаться от ваших: например, мама –холерик, а ребенок –меланхолик, она –быстрая, эмоциональная, взрывная, а он –медлительный, застенчивый. С кем-то рядом нужно помолчать, кому-то –помочь выразить чувства, кому-то –дать совет.

Мы прибегаем к запретным приемам.

 Проанализируйте, как часто в ваших разговорах с детьми проскакивают следующие фразы:–обвинение («Почему ты постоянно делаешь это?»);–ругань («Каким надо быть глупым!»);–угрозы («Я тебя отшлепаю!»);–приказы («Я хочу, чтобы ты убрался прямо сейчас!»);–нотации («Ты думаешь, это было хорошо?»);–предупреждения («Смотри у меня!»);–мученические высказывания («До чего вы меня хотите довести?»);–сравнения («Почему ты не можешь быть таким?»);–сарказм («Умно! Блестящая идея!»);– пророчества («Знаешь, что будет, когда ты вырастешь? Тебе никто не будет верить!»). Каждая их этих фраз отдаляет вас от ребенка. Из этой воспитательной беседы ребенок вынесет следующий урок: когда человеку плохо, не стоит обращать внимание на его чувства, надо его обвинить в том, что он создал такую ситуацию.

Мы все хотим для наших детей только самого лучшего. Ведь именно этого многим из нас не чего-то хватало в детстве, теперь у нас есть шанс построить уже со своими детьми более теплые гармоничные отношения, чем те, что были когда-то у нас самих с нашими родителями.

Источник: Родители –  главные воспитатели своих детей. Методическое руководство для молодых родителей. Иркутск, 2019г.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».