Игры, как научить ребенка играть

25.06.2024

Потребность играть и обучаться через игру есть и  в мире животных, и в мире людей, в любом человеческом обществе. Играть можно во что угодно, в реальное и вымышленное. В игре можно воспроизвести  любые события человеческой деятельности, жизни. Создать игру помогают и игрушки и простые предметы,которые, благодаря воображению, становятся волшебными,необычными Стол может стать домом, шляпа – корзинкой. Действия и события воспроизводятся понарошку, но они приобретают игровой смысл. Этим игра отличается от подражания.Освоение смыслов в игре, которая будет называться ролевой, дает возможность ребенку познать мир взрослых, овладеть смыслами и ценностями, взаимоотношениями между людьми. Становясь в игре доктором, шофером, мамой, папой , ребенок идентифицируется с тем или иным человеком, проживает определенные события, происходящие с этим героем, выражает чувства, выстраивает отношения Ребенок вбирает в свое Я и Я других людей, прежде всего близких, тем самым в игре,он выстраивает и дополняет свое Я другими Я значимых для себя людей.
Еще важной составляющей игры является то,что ребенок может отыграть свои чувства,сильные впечатления,накопившиеся у него,чтобы снять психическое напряжение. Известный вариант, когда дети играли в доктора, сами побывав на приеме у него. Игра может помочь справиться с неприятной ситуацией, преобразовав ее,например из слабого и беззащитного ребенок в игре может быть сильным и всемогущим.

 Чему учат ролевые игры?

Конечно ролевые игры учат трем основным видам общения: социальному, деловому, эмоционально-эмпатическому.

Социальное общение – это общение,которое строится по четким правилам и нормам,которые учат тому,как правильно вступать в разговор,что нужно сказать,как закончить общение. Деловое общение – это умение договариваться с людьми,убеждать их ,находить компромиссы в спорных вопросах. Играя в ролевые игры,  ребенок должен научиться договариваться с другими детьми: кто кем будет, во что играть, как будут развиваться события. Чем сложнее игра, тем больше моментов , которые нужно оговаривать и по которым нужно договариваться. Чем больше ребенок играет в ролевые игры,тем больше нарабатывает навыков и умений делововго общения. Это помогает и укрепляет его Я.  Эмоционально – импативное общение – общение,которое дает удовольствие от процесса игры . Оно помогает почувствовать радость,эмоциональную близость от совместной деятельности. Учит взаимопомощи,поддержке.

Этапы развития ролевой игры.

1. Игры в отдельные действия взрослых.

К таким играм относятся игры типа ” укладывания спать малыша”, ” кормление кукол”, ” вождение машины” и т.д. Ребенок подражает действиям взрослого при помощи игрушечных кукол,машин,посуды. Это своеобразный переход от игры-подражания  к ролевой.Воображаемой ситуации здесь еще нет, есть лишь ее зачатки в виде игрового смысла предметов. В играх нет еще взаимодействия между персонажами, ребенок сопровождает свои действия либо звуками подражающими реальным, например гудку паровоза или  машины, мяуканью кошки, но не говорит за других персонажей.В такие игры дети играют с года, полтора до двух лет. Если с ребенком хорошо разговаривают и играют , то в 2 – 2,5 года он сможет играть в простые ролевые игры. С 2 до 3 лет ребенок может начать самостоятельно играть в простые ролевые игры. Если до 3 лет или до 4,5 лет ребенок не играет в такие игры,то налицо отставание в развитии, родителям нужно будет начать как можно больше играть с ребенком,читать книги,рассказывать сказки, разыгрывать различные сюжеты и обратиться к детскому психологу.

2. Простые ролевые игры.Хочу такой сайт

“Дочки-матери”, “Прием у врача”, ” Покупка продуктов” – разыгрывание этих простых ситуаций относится ко второму уровню или этапу развития ролевых игр.Здесь ребенок уже принимает роль мамы или врача или продавца. Ребенок отождествляет себя в игре с ролью и стремится воспроизвести те действия,которые они делают. Этого же от требует и от партнера по игре,если тот не выполняет этих действий,то ребенок возмущается и говорит: ” Ты неправильно играешь”. На этом этапе развиия ролевой игры появляется взаимодействие между персонажами,которые вступают в диалог. И если до этого малыш просто укладывался в коляску,то теперь он может капризничать, просить спеть ему песенку,поэтому простые ролевые игры помогают ребенку осваивать повседневные роли и врачаа,и мамы,и покупателя. особенностью этого этапа является то,что ребенок начинает много говорить,даже если играет один. В ролевые игры лучше играть вдвоем или втроем,первоначально это может быть взрослый или старший ребенок. Хорошо если партнеры по игре будут постоянные.Хорошо развитый ребенок достигает уровня простых ролевых игр в 2-2,5 года со взрослыми и в возрасте 3 – 4 лет в совместной игре,а если мало играют взрослые с ребенокм,то в 4-5 лет.

3.Сюжетно-ролевые игры.

Сюжет игры – это связная последовательность игровых ситуаций. От простой ролевой игры сюжетно-ролевой этап отличается  тем,что одна игровая ситуация перетекает последовательно в другую,например, поездка на море. Сначала сборы всей семьи на море,потом полет на самолете , далее размещение в номере гостинницы и т.д.Такое усложнение сюжета показывает развитие сознания ребенка, его способности связывать разные жизненные ситуации в одно целое. В сюжетно-ролевой игре усложняются взаимоотношения персонажей,они могут ссориться,  преодолевать препятствия, спорить и т.д. Да и взаимодействие детей тоже усложняется и общение переходит на деловой уровень, когда нужно договариваться о том, как сюжет будет развиваться ,с чего начинаться игра, чем заканчиваться. Первоначально здесь необходима поддержка взрослого, который научит детей договариваться, искать компромиссы, решать спорные вопросы.Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку отыграть любые события,которые его впечатлили : радостные,страшные,печальные. Можно и переигрывать события,которые оказались неудачными,чтобы примирить ребенка с потерей,эмоционально поддержать его, снять тервогу,напряжение. В 4-5 лет хорошо и много играющие дети готовы включиться в сюжетно-ролевые игры, если их организует взрослый,в 5-5,5 лет- играть в такие игры самостоятельно или с другими детьми. Дети, с которыми мало играли достигают этого этапа  в школьном возрасте.

 4.Творческие сюжетные игры.

Творческие сюжетные игры отличаются от сюжетно-ролевых тем,что ребенок сам начинает придумывать сюжеты игр и изменять их по ходу действия, а не воспроизводить заранее известный сюжет из сказки или мультика. Сюжеты таких игр могут появиться или из книг или от какого-то яркого события, ребенок свободно примеривает сюжет на себя, меняет ход истории, моделирует различные варианты событий как  возможно реальные, так и фатастические.Расцвет таких игр приходится на 7-10 лет, если ребенку есть с кем играть. Примером может служить рассказ Носова ” Фантазеры”. Если нет партнеров по игре,то тогда игра может перейти во внутренний план, превратившись в мечты и свободное фантазирование. В последующие годы творческие сюжетные игры могут перерастать в увлечение театром, искусством, творческими видами деятельности.

Ролевые игры – это мощный способ развития внутреннего мира ребенка. Если ребенок будет играть примитивно, его сознание останется неразвитым, если такое отставание не скомпенсировать,то ребенок обречен на жизненные неудачи,конфликты во взаимоотношениях с другими людьми. Родителям стои занть,что играя с детьми, он создает атмосферу доверительного общения,предупреждая возникновения многих проблем,которые могут через несколько лет усложнить жизнь.
Статья основана на материалах книги Е. Патяевой “От рождения до школы”.

Источник: http://psixolog-ramenskoe.ru/igry_kak_nauchit_rebenka_igrat.htm

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».