25.06.2024
“Мой пятилетний сын часто просит нас с мужем поиграть с ним в настольные игры. Но при этом совершенно не умеет проигрывать: сразу устраивает скандал, кричит «так не честно». В результате вместо удовольствия — сплошная нервотрепка”.
Такое поведение не редкость для дошкольников и младших школьников. Чаще это бывают мальчики, потому что они более азартны. А такой человек легко входит в раж и уже не может совладать со своими чувствами. С возрастом, конечно, поведение ребенка меняется, и четырнадцатилетний школьник уже не будет рыдать, проиграв в настольную или компьютерную игру. Однако стремление всегда одерживать верх и неумение проигрывать никуда не денутся. И в непростой ситуации, когда условия не соответствует его притязаниям, такой человек будет озлобляться и впадать в депрессию. Поэтому лучше скорректировать поведение ребенка, пока он еще маленький.
Не идите у него на поводу. Спокойным, доброжелательным тоном объясните ребенку, что от игры люди должны получать радость. А раз дело кончается скандалом, лучше вообще не играть. Он обещает, что больше не будет? Уступите, но строго предупредите, что это в последний раз. Параллельно внушайте, что с человеком, который всегда побеждает, играть просто неинтересно. Какой смысл все это затевать, если результат известен заранее? Объясните, что у таких ребят нет друзей, что тот, кто всегда хочет быть первым, быстро остается один.
А главное, помогите ребенку почувствовать себя успешным в чем-то другом. Как правило, столь болезненную реагируют на проигрыш дети с неутоленной жаждой лидерства. Если же эта потребность насыщается, у ребенка пропадает желание всегда и во всем одерживать верх.
Часто дети не умеют проигрывать из-за того, что у них не сформирована позитивная самооценка. И их самомнение зависит от проигрыша или выигрыша. Когда они выигрывают, самооценка повышается и они начинают считать себя королями. А когда проигрывают – ничтожествами. На самом деле, ребенок должен знать, что он всегда хорош, независимо от мнения других: (похвалили – значит, я хороший, поругали – значит, плохой).
Поэтому надо помочь сформировать адекватную самооценку:
– Нужно проявлять побольше внимания к ребенку, показывать ему свою любовь (через поцелуи и обнимания).
– Почаще, но искренне и обоснованно хвалить ребенка за любые успехи, в том числе и в присутствии других детей.
– Спрашивать ребенка, как лучше поступить.
– Постараться не делать ему замечания, а говорить о том, как лучше поступить.
– Очень важно избегать сравнений ребенка с другими, а сравнивать только с самим собой (видишь, вчера у тебя не получилось, ты потренировался и сегодня смог!!!).
– Не предлагать состязаний, в которых ребенок, скорее всего, окажется в проигрыше. А если такая вероятность имеется, то перед началом проговорите, почему здесь можно проиграть и что следует в таком случае делать…
– Играть в игры, где победу легко одержать, но она так же быстро переходит к другому игроку и так же быстро возвращается обратно.
– Ориентировать ребенка не на результат, а на сам процесс деятельности.
– Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
– Показывать образец проигрыша: если вы проиграли, поздравьте победителя, скажите, что вы немного расстроены, но надеетесь выиграть в следующий раз…
– Если ребенок проиграл, поддержите его, вместе обсудите, что можно было бы сделать, чтобы в следующий раз одержать победу.
– Не стремитесь к тому, чтобы ребенок всегда выигрывал. Для ощущения искренней радости победы необходимы и проигрыши!
И последний ваш вопрос – развитие познавательного интереса. Необходимо показывать ребенку, как это здорово – лепить, рисовать, считать, конструировать, что-то делать, при этом не обязательно получая идеальный результат! Вы можете строить с ним из деревянных брусочков дом, сколачивая их гвоздями и наслаждаться самим процессом, а сам домик получится кособокий… Ну и ничего! Зато было так весело! Но это возможно, только если взрослые сами получают удовольствие от самого процесса, а не зациклены на результате.
Так же у ребенка появится интерес, если вы будете подавать материал в игровом виде, заинтересовывать ребенка необычными, проблемными заданиями, где ему нужно будет проявить свою фантазию, прежние знания и целеустремленность.
Статья составлена с использованием материалов сайта http://Школа семи гномов.ru/Советы родителям