25.06.2024
Цели и задачи реализации Программы
Основной целью дополнительной общеразвивающей программы
«Театральная мастерская» является развитие эмоционального интеллекта ребенка, совершенствование опыта социального взаимодействия; развитие творческой индивидуальности ребенка и формирование положительной «Я» концепции средствами театральной игры.
Задачи программы:
1. Развивать творческие способности и эмоциональную сферу
ребенка;
2. Формировать уверенность в своих возможностях;
3. Совершенствовать опыт социального взаимодействия;
4. Создать условия для воспитания и творческой самореализации
раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и
словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
5. Совершенствовать игровые навыки и творческую
самостоятельность детей через разные виды игр, игровые
упражнения, развивающие творческие способности дошкольников.
6. Осваивать основы исполнительской, зрительской и общей
культуры;
7. Пробудить интерес и отзывчивости к искусству театра и актерской
деятельности.
Данная программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Принципы и подходы к формированию Программы
Мы выделяем принципы и подходы к формированию программы,
опираясь на теорию и практику великих гуманистов, психологов и педагогов, таких как К. Роджерс, М. Бахтин, Л. Выготский, Д. Эльконин, В. Давыдов, А. Мелик-Пашаев, Я. Корчак, Ш. Амонашвили и опыт, накопленный современным педагогическим инновационным движением.
1. Подход к личности ребенка как к субъекту культуры, с вытекающими из этого целями и задачами его образования и развития.
2. Создание атмосферы, “помогающей возникновению учения, значимого для ребенка”.
3. Самоактуализация педагога. Освоение педагогом психотехнической
системы.
4. Включение семьи в образовательное пространство как субъекта
образования.
Гуманно-личностный подход определяется целевыми ориентациями
учебно-воспитательного процесса и реализуется через следующие принципы:
Принцип сотрудничества. Отношения сотрудничества устанавливаются между всеми субъектами образовательного процесса, распространяются на все виды отношений учеников, их родителей, учителей и других сотрудников детского сада. Принцип сотрудничества определяет новый, по сравнению с традиционной педагогикой, тип педагогического взаимодействия диалог.
Диалогизация педагогического взаимодействия предполагает прежде всего принятие ситуации равноправных позиций взрослого и ребенка, позиций соучастия, сотрудничества, со-бытия, сопереживания, сотворчества.
Принцип гуманизации и демократизации педагогических
отношений.
Реализация этого принципа предполагает:
- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- атмосферу уважения и доверия друг к другу;
- право ребенка на свободный выбор;
- право на ошибку;
- право на собственную точку зрения;
- соблюдение Конвенции о правах ребенка.
Принцип индивидуального подхода.
Суть принципа на дошкольном этапе образования: идти от жизненного опыта ребенка, соизмерять преподносимый ему материал с качеством и характером пережитых или переживаемых им эмоций и на этой естественной основе развивать его дальше. Школа как преемник дошкольного этапа не строит свою работу «с нуля», а «подхватывает» достижения ребенка – дошкольника и строит свою педагогическую практику, задействуя и развивая его потенциал.
Психолого-педагогической основой программы является теория Л.
Выготского о зоне ближайшего развития ребенка. Знания выступают не как самоцель, а как средство развития ребенка. В центре внимания педагога находится деятельность ребенка и формы приобретения им знаний. Учебные задания носят творческий поисковый характер.
Индивидуальный подход к ребенку предполагает принципиально
новый тип обучения, как процесс, направленный на усвоение смыслов как элементов личностного опыта и включает:
- отказ от ориентировки на среднего ребенка («точка отсчета» в развитии ребенка от самого себя);
- применение психолого-педагогической диагностики личности;
- учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
- формирование положительной Я-концепции.
Условием успешного обретения личностно значимых знаний является взаимодействие между взрослым и ребенком, основанное на:
- безусловной сердечности (подлинной искренности, аутентичности и конгруэнтности);
- точной эмпатии (я могу сейчас быть там, где ты сейчас есть);
- любви к себе и любви к другим;
- собственных знаниях;
- терпимости и терпении.
Для этого педагог должен уметь:
- принимать ребенка таким, какой он есть;
- уметь встать в позицию ребенка (эмпатия);
- верить в ребенка, в его возможности и иметь безусловный интерес к его индивидуальности;
- создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
- предоставлять возможности для самореализации в продуктивной творческой деятельности.