Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

25.06.2024

Содержательный смысл понятия «адаптация» отражает его как приспособление, прилаживание (от лат. adaptation) организма к разнообразным условиям окружающей (внешней) среды при сохранении постоянства внутренней. В этом смысле адаптацию ребенка рассматривают с точки зрения биологического (новые условия сна, режима, питания и др.) и социального (новая форма жизни ребенка, изменение характера семейных отношений и воспитания и др.) приспособления.

При приеме ребенка в детский сад учитывается, что ослабление контактов с близким взрослым создает серьезную психологическую нагрузку. Поэтому прием детей осуществляется с соблюдением принципа постепенности перехода ребенка из семьи в дошкольное образовательное учреждение и гибкого режима пребывание ребенка в детском саду (пребывание в учреждении на начальном этапе адаптации неполный день, возможность выбора времени прихода, дополнительные выходные дни).

Наиболее эффективным средством, позволяющим снизить остроту стресса, возникающего у малышей при поступлении в детский сад, оказалось присутствие в группе их родителей, что потребовало принципиального изменения характера взаимоотношений всех участников адаптационного процесса.

Целевая направленность сопровождения детей раннего возраста в период адаптации состоит в том, чтобы обеспечить развитие, соответствующее его возрастным нормам и учитывающее индивидуальные возможности. Поэтому основными задачами сопровождения процесса адаптации следует считать:

  • оказание своевременной и оперативной педагогической поддержки и помощи ребенку, родителям в решении возникающих проблем;
  • поддерживание оптимальной адаптации к новой образовательной среде;
  • определение конкретных педагогических воздействий, предупреждающих возникновение проблем;
  • создание ситуаций развития, обеспечивающих формирование отношений с собой, взрослыми, сверстниками и др.

Легкое протекание адаптационного периода характеризуется в большинстве источников следующим образом. У ребенка в течение одной-двух недель нормализуется эмоциональное состояние, он заинтересованно, радостно или спокойно начинает относиться к взрослым и сверстникам, вступает с ними в общение. Порою он плачет при расставании с матерью, но быстро успокаивается, переключаясь на педагога и предлагаемые игрушки. Возвращение близких встречает радостно. К концу второй недели восстанавливается интерес к предметному окружению, ребенок становится более активным и самостоятельным. Аппетит немного снижается, достигая обычного уровня уже к концу первой недели. В течение двух недель налаживается сон. Острых заболеваний не возникает, снижение защитных сил организма имеет слабовыраженный характер, к концу второй-третьей недели они приходят в норму. Если острая фаза адаптации продолжается более двух–трех месяцев, то такое ее протекание рассматривается уже как тяжелое.

По мнению Г.А.Зубовой, можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день .

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Дети глубоко переживают расставание с близкими,  опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка в детском саду.Хочу такой сайт

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми. В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

  • I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
  • II этап – потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
  • III этап – потребность в общении с взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.

С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве с взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.

Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.

Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).

Оценка результатов адаптации воспитанников осуществляется в соответствии с разработанными в современной практике дошкольного образования критериями:

  • стабильность психоэмоционального состояния ребенка (преобладание хорошего настроения, проявление активности в игре и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, соблюдение режима дня, хороший аппетит и спокойный сон);
  • отсутствие заболеваний;
  • положительная динамика массы тела и психомоторного развития.

Показателями успешного окончания адаптационного процесса у ребёнка раннего возраста являются:

  • уравновешенность, позитивное настроение ребёнка во время общения с родителями;
  • спокойное настроение в период всего пребывания в группе, выполнение поручений взрослых, проявление инициативы в общении с воспитателями и другими работниками дошкольной образовательной организации;
  • доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;
  • хороший аппетит и проявление самостоятельности в употреблении пищи;
  • крепкий дневной сон в группе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесова В.Н. Обучение маленьких в детском саду. – М:Академия, 2014. – 176с.
  2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста: Учебник для учащихся отделений мед. сестер детских учреждений. [Электронный ресурс] http://pedmir.ru/docs.php?cid-1 (дата обращения 12.11.21.)
  3. Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). [Электронный ресурс] http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ (дата обращения 15.11.19.)
  4. Бабенко А. Помочь ребёнку [адаптироваться в детском саду] // Дошкольное воспитание. – 2017. – №11. – С. 32-34
  5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности.https://www.liveinternet.ru/users/redhead_queen/ post227154287/(дата обращения: 04.09.21)
  6. БардиерГ., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу: Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Дорваль, 2015.-360с.
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».