Особенности познания детьми 5-6 лет себя и окружающего мира

25.06.2024

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности происходит в возрасте 5-6 лет. Это очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Нередко 5-6 летний ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, как он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу: «Откуда я взялся?» Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) деревом, строить представление о его родителях.

Отвечая на вопрос «откуда я?», помните, что пятилетний ребенок спрашивает вас не о зачатии, развитии и рождении его физического тела, а именно о «Я». Рассказывайте детям о циклах жизни в мире живой природы.

 Как мы видим, детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Однако в отличие от непосредственных трехлеток они уже умеют сдерживать свои чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни».

Пятилетний возраст — время идентификации со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики — мужчин. Это подходящий период для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда: мальчик с удовольствием будет помогать папе в гараже, девочка — маме на кухне. Отметим, что раньше дети после пяти лет нередко оставались дома следить за младшими братьями и сестрами и рассматривались родителями уже как помощники по хозяйству.

Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также воспитательницы видели и подчеркивали их мужское начало, видели в них опору, защитников и помощников. Девочки нуждаются во внимании и заботе, похвале со стороны отцов и дедушек, а также педагогов-мужчин.

В День защитников Отечества и 8 Марта продумайте, как отметить прежде всего именно детей. Во многих странах существуют праздник мальчиков и праздник девочек.

Современная психологическая наука утверждает, что и мальчики, и девочки нуждаются в том, чтобы в детстве проигрывать разные роли. Мальчики могут принимать участие в играх в дочки-матери, а девочки — в мальчишеских вооруженных выступлениях. К этом детей провоцируют и фильмы, в которых женщина-суперагент — частый герой. Этология — наука о поведении животных — констатирует, что детеныши многих животных в играх исполняют роли как своего, так и противоположного пола.

Пятилетние дети чувствуют себя совершенно взрослыми — а иногда уже очень давно живущими, все познавшими и понявшими, мудрыми и немного усталыми людьми.Хочу такой сайт

Они влюбчивы, причем объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Для пятилетнего мальчика, как для настоящего мужчины, возраст избранницы не имеет никакого значения, и ею вполне может оказаться воспитательница. При этом дети очень ранимы и чувствительны, поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно.

Девочка может сильно влюбиться в друга своего отца или в соседа-старшеклассника. Испытываемые терзания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюбленности у подростков.

Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочки — наоборот. Это порождает агрессивные выпады, предложения о разводе родителей и т.п. Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетки обладают прекрасным чутьем на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют, когда ими пытаются манипулировать, и хоть пока и не проявляют открытого протеста, внутренне отгораживаются от такого человека. Они ставят под вопрос отношение к себе даже со стороны своих родителей: действительно ли они меня любят? В пять лет появляется критичность в оценке ребенком взрослого.

В ходе наблюдений за окружающей жизнью, слушая сказки, смотря фильмы, дети активно строят образ себя в будущем. Содержание этого образа у современных детей специфично. Они зачастую не имеют представления о том, чем будут заниматься. А фиксируют то, что они будут иметь: дом, машину, собаку; девочки — наряды. Необходимо говорить с детьми об их планах, больше слушать, чем давать рекомендации.

Становятся видны склонности и интересы ребенка. Сверстники, становятся все более значимы для него. Психологическую поддержку ребенок теперь может получить не только от взрослого, но и от друга.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Это период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становиться логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. И это определенно важно ведь впереди начало нового ответственного этапа в жизни ребенка: скоро он пойдет в школу.

Публикации на эту тему: https://www.maam.ru/detskijsad/vozrastnye-osobenosti-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-5-7-let.html

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».