24.06.2024
Айнура
Акматова
Содержание игрового центра по ПДД «Азбука пешехода от А до Я» в
подготовительной к школе группе
Мир таит в
себе множество опасностей: дорожно-транспортные происшествия, пожары, стихийные
бедствия, которые зачастую имеют трагический финал. Конечно, предвидеть и
повлиять на многие ситуации человек не в силах. К примеру, совершенно
неподвластны обществу природные катаклизмы, да и обычные автокатастрофы порой
случаются из-за неудачного стечения обстоятельств. Но это не освобождает нас от
ответственности за собственную жизнь, и тем более за жизнь наших детей.
Взрослые и малыши должны неуклонно следовать правилам дорожного движения,
пожарной безопасности, а также уметь правильно себя вести в сложных жизненных
ситуациях. Только таким образом, мы можем избежать беды, а даже если таковая
случилась – спасти свою жизнь и жизнь своих близких. В частности, с самых юных
лет ребенок должен знать, как и когда можно переходить дорогу, как нужно себя
вести возле проезжей части и какими могут быть последствия его непослушания. В
то время как задача взрослых, – рассказать и наглядно объяснить дошкольнику
основные правила поведения пешеходов и водителей. Разработка различных
методических материалов для дошкольных образовательных учреждений, в том числе
по пропаганде безопасности дорожного движения, является одной из форм работы по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Правовой
основой, регламентирующей эту деятельность, являются:
-Федеральный
закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”;
-Приказ
Минобразования России от 22.08.1996 № 448 “Об утверждении документов по
проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных
учреждений” (вместе с Временными (примерными) требованиями к содержанию и
методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном
учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного
возраста, навыков безопасного поведения на улице);
Дети –
самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их
от возможной беды – обязанность родителей и педагогов. Поэтому обучение
безопасному поведению на улице нужно проводить с младшего возраста.
Для этого
мы, педагоги в детском саду, оформляем специальные центры, посвященные ПДД,
далее – проводим беседы со своими воспитанниками, играем в сюжетно-ролевые
игры, через них проигрываем реальные ситуации, которые могут возникнуть на
дороге, как с водителем, так и с пешеходом, а главное – подаем достойный
пример. В общем, делаем все возможное, чтоб дошкольники освоили азбуку пешехода
от А до Я.
Наш
игровой центр по ПДД «Азбука пешехода от А до Я», согласно возрасту наших
воспитанников, а это подготовительная к школе группа (6-7 лет), содержит:
·
Картинки с изображением опасных ситуаций, которые могут произойти на проезжей
части. Для их демонстрации изготовлен импровизированный монитор компьютера.
·
Набор дорожных знаков, в который обязательно входят: информационно-указательные –
«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса
и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки –
«Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки
приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница»,
«Телефон», «Пункт питания». Имеются мелкие знаки на подставках, для работы с
макетом, и крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
·
Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался
знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» и др.
·
Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты
инспектора ДПС: жезл, фуражка.
·
Атрибуты сюжетно-ролевой игры «Экзамен в автошколе»: окошечко
выдачи прав, водительские удостоверения, одежда инспектора, который принимает
экзамен.
·
Макет дороги с переключаемыми сигналами светофора (работают на батарейках).
·
Более расширенный комплект дорожных знаков.
·
Художественная литература: В. Иришин «Прогулка по городу»,
энциклопедии на тему транспорта. Гальперштейн Л. «Заборчик вдоль тротуара»,
«Шлагбаум», «Трамвай и его семья»,Гинзбург Н. «Колесо», Иванов А. «Как
неразлучные друзья дорогу переходили», Клименко В. «Кто важнее всего на улице»,
Малеванная К. «Приключения Бабы Яги», Михалков С. «Бездельник светофор», «Скверная
история», «Моя улица», Носов Н. «Автомобиль», Орлова Д. «Как Сто бед загадывал
загадки», Серебряков И. «Законы улиц и дорог», Юрмин Г. «Любопытный мышонок»,
Лечкевич И. «Светофор», Семернин В. «Запрещается – разрешается», Тарутин О.
«Переход», Яковлев Ю. «Моя улица», Шалаева Г. «Правила дорожного движения для
воспитанных детей», Усачев А. «Правила дорожного движения»
·
Обучающие мультфильмы: «Озорная Семейка – Правила движения», «Про котенка Женю и
правила движения», «Мой приятель светофор», «Бравый Инспектор Мамочкин», «Что
такое светофор», «Пешеходный переход», «Где опасно играть», обучающая серия
мультфильма про машинки “Робокар Поли – Правила Дорожного Движения” –
Перебегать дорогу опасно, Смешарики: «Азбука безопасности» все серии, Уроки
тетушки совы. «Азбука безопасности на дороге»
Однако,
ключевая роль в обучении маленьких детей ПДД всё же принадлежит родителям
(важен, прежде всего, их положительный личный пример). Именно поэтому мы должны
уделять отдельное внимание взаимодействию с семьёй в этом направлении. В
раздевалке создан отдельный тематический стенд, где вывешивается различная
информация, заметки, рекомендации, консультации. Здесь же располагаются
папки-передвижки.