25.06.2024
Адаптация к детскому саду – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей и педагогов. Как быстро пройдет адаптационный период зависит от умения воспитателей справиться с этой задачей и, конечно, от взаимодействия его с родителями для сглаживания адаптационного периода.
Задача педагога в этот момент – сосредоточиться на том, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.
Что же меняется в привычной и такой знакомой жизни ребёнка:
- появляется четкий режим дня;
- рядом нет родных и близких людей;
- ребёнок постоянно вынужден контактировать со сверстниками;
- необходимо слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
- внимания персонально к ребёнку становится намного меньше.
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2-3 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. В целом психологи отводят на адаптацию ребёнка к детскому саду до 6 месяцев. Первое время почти все малыши испытывают от посещения детского сада, в основном, отрицательные эмоции. Они могут быть более плаксивы, и встревожены даже дома. С чем это связано, и что же малыш чувствует? Ребенку может быть страшно. Он может бояться незнакомых воспитателей, детей. Часто дети боятся, что родители за ними не придут. Ребёнок может злиться (не давать себя раздеть, вырываться, или даже ударить маму или папу). Может казаться, что малыш вообще ничего не чувствует. Он становится апатичным, вялым, депрессивным. Однако отрицательные эмоции обязательно сменятся положительными, свидетельствующими о прохождении адаптационного периода.
О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что малыш все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам. Улучшение аппетита и сна будет так же говорить об успешном прохождении адаптации.
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- Конструктивное сотрудничество педагогов и родителей;
- Наличие развивающей предметно-игровой среды в ДОУ;
Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», включающей игры и занятия.
Вывод: непрерывное и целенаправленное взаимодействие педагога и детей, совместная работа педагога и родителей, является важным фактором успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
В младшей группе «Васильки» (набор 2023 года) период успешной адаптации составил 4 месяца. Эмоциональная атмосфера в группе дружелюбная, спокойная. Аппетит и сон детей в пределах нормы. Дети проявляют желание и умение действовать совместно.
Дети уже могут участвовать в деятельности, необходимой для организации сюжетной игры.
Используют свое воображение и пространственные представления при конструировании.
Не нужно относится к адаптации, как чему-то сложному и страшному, совместная работа воспитателей и родителей поможет ребенку легко приспособится ко всем изменениям в жизни без вреда для психики и здоровья!