26.06.2024
Цвет – это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает. По исследованиям ученых человек способен воспринимать цвет даже кожей. В красной комнате у человека даже с завязанными глазами пульс резко увеличивается, в желтой – становится нормальным а в синей – замедляется. Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает у нас положительные или отрицательные эмоции. А наш глаз способен различать 1,5 млн. цветов и оттенков. При этом женщины более чувствительны к цвету и малейшим оттенкам его. Таким образом, тот факт, что цвет способен оказывать определенное воздействие человека, неоспорим. Это знание широко используется хитрыми маркетолагами и психологами. Даже цвет одежды оратора влияет на его восприятие аудиторией.
Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность.
Если цвета премиум-сегмента должны ассоциироваться с уверенностью, солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют McDonald’s и чай Lipton. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта.
Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.
Каждый цвет по-разному влияет на людей в зависимости от их возраста, культуры, пола и воспитания. Тем не менее, очень важно подобрать именно такое цветовое решение, которое бы нравилось. Цвета играют важную роль, они добавляют определенное свойство, которое оживляет изображение, делает его привлекательным и интересным. Цвета, по сравнению с графическими образами, запомнить проще. Восприятие людей имеет тенденцию сначала увидеть какой-либо объект, оценить его, и, посредством, первого впечатления, определить, заинтересовал он их или нет. Именно на этом этапе формируется интерес. От этой заинтересованности зависит то, захочет ли человек сделать следующий шаг и больше узнать о чем либо. Цвет не только привлекает внимание, но и способствует установлению эмоциональной связи.
Любая крупная компания с большой историей, которая исповедует «семейные ценности», использует коричневый цвет. Считается, что он созвучен таким понятиям, как респектабельность, уважение и сопричастность.
Также в настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека при разработке интерьера. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности — пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений.
С помощью цвета можно получить нужные результаты, если правильно применять его. Восприятие оттенков синего цвета фокусируется на передней части сетчатки глаза, поэтому световые волны, окрашенные в данные тона, рассеиваются в глазу. Именно поэтому они не несут в себе какой-либо тяжелой нагрузки и расслабляют человека. Соответственно, оттенки синего вызывают ощущение стабильности и расслабленности. А вот красные тона, воспринимаемые задней стенкой глазной сетчатки, проходят сквозь нее и вызывают агрессию, возбуждение, волнение, высвобождают энергию и пробуждают эмоции. Именно поэтому принято говорить: “тоска зеленая” или “смотреть на мир через розовые очки”.
В 70-е годы проводилась программа научных исследований, именуемая “Человек тела”, на одном из мероприятий которой ученые исследовали психологическое влияние цветов. В частности, был проделан следующий эксперимент. Пригасили штангиста, которому было предложено поднять штангу и удержать ее (вес составлял порядка 200 – 250 фунтов). Несмотря на то, что упражнение это было не из легких, спортсмен без особых проблем взял данный вес и даже некоторое время удерживал штангу на прямых руках над своей головой. Затем перед лицом точно такого же по силе атлета расположили ярко-красное полотно, таким образом, чтобы оно, будучи удаленным на некоторое расстояние, полностью закрывало его поле зрения. Результат был невероятным: атлет поднял штангу так, словно это было легкое перышко, при этом не продемонстрировав ни тени усилия. А вот когда красное полотно заменили на синее, произошло нечто вообще из ряда вон выходящее: спортсмен не только не смог поднять тяжесть выше своего пояса, но вдобавок ко всему по его лицу, рукам и ногам было видно, какие нечеловеческие усилия он прилагает для того, чтобы осилить вес. Но в итоге у него так ничего и не вышло. Сколько ученые не меняли красные и синие полотна, на скольких спортсменах они это эксперимент не ставили, результат оставался одинаковым.
Подобные эксперименты проводились и в родильных домах. Как только стены завешивали красными полотнами, палаты наполнялись детским плачем, но когда красные полотна сменяли синими, в палатах воцарялась тишина. Причем результат оставался закономерным вне зависимости от родильного дома и количества находящихся в палате детей.
Иными словами, цвет является частью информации, и применение конкретных цветов в конкретных местах ресурса всецело зависит от того, какие эмоции должны быть. По поводу текстов следует отметить, что синие цвета стимулируют логическое мышление, в то время как красные пробуждают эмоции. В одном и том же тексте рекомендовано использовать оба цвета, раскрашивая слова в зависимости от того, на что эти слова направлены.
Кстати, частенько в мультфильмах и кино (не всегда, но достаточно часто) одеяния негодяев и злодеев раскрашивают в темно-красные тона, тогда как герой появляется в светло-синих и голубых одеждах. Возьмите, к примеру, «Звездные войны», где Дарт Маул постоянно подсвечен темно-красным цветом, а учитель джедаев Йода – зеленым. Смотря на эти персонажи, мы эмоционально и интуитивно понимаем, кто из них негодяй, а кто – благородный герой. Розовый цвет, являющийся оттенком красного, имеет своим назначением будить эмоции и воображение, а пурпурный, закрепляя эффект розового, излагает логические доводы. Каждый из цветов и оттенков несет в восприятии пользователем свою собственную смысловую нагрузку и должен быть использован строго по назначению.
Выше уже упоминалось, что наша реакция на цвет обуславливается такими характеристиками как культурные ассоциации, пол или возраст. Однако сформулированная Анджелой Райт теория влияния цвета основывается на универсальной психофизической реакции человека на цвет и его оттенки. В 2003-2004 гг. ею и OKI Printing Solutions было проведено кросс-культурное исследование, эмпирически доказавшее, что реакция человека на цвет является универсальной и не зависит от национальных предпочтений или каких-то других социальных факторов. Культурные ассоциации играют свою роль.
Тем не менее, символизм цвета – это не научная сфера. Основой теории Анджелы Райт является условное разделение всех цветовых оттенков на 4 группы по принципу разделения всех типов личностей на 4 архетипа. Оттенки одной группы гармонируют между собой, а оттенки разных групп – нет. Ключ к тому, чтобы «ненавязчиво» нравится – создание яркого гармоничного образа, который с одной стороны четко словесно отображает суть продукта или услуги, а с другой стороны имеет корректное визуальное отображение. Наша реакция на цвет на 80% бессознательна. Примеры неэффективного использования цвета встречаются достаточно часто. Как правило, ключевых сообщений может быть несколько, но важно правильно расставить приоритеты и отдать предпочтение главному сообщению и отнести его к одной из цветовых групп. А все последующие ключевые сообщения могут рассматриваться, как усиливающие или дополняющие главное сообщение. Поскольку мы все, как правило, реагируем не на один оттенок, а на сочетание нескольких, то очень важно определить, какие именно сообщения будут усиливать главную идею и потом правильно передать их с помощью цвета.
Поскольку психологами давно замечено, что цвет влияет на настроение и самочувствие, то, следовательно, может быть использован оратором для достижения определенных целей: красный – возбуждает, голубой – успокаивает, черный – угнетает, заставляет печалиться, желтый – возбуждает желание действовать, прилагать усилия, оранжевый – вызывает радость, зеленый – создает приятное настроение, белый – утомляет, вызывает усталость. Что касается цветовых решений, вот еще несколько полезных советов ораторам. Рисунок галстука не должен повторять рисунок костюма, с костюмом из пестрой ткани не сочетается пестрый галстук. А цвет носков подбирается в первую очередь к галстуку (только не красные), затем к цвету брюк, и, наконец, к обуви. Для женщин, все предметы должны сочетаться по цвету и быть современными по фасону и ткани, нельзя надевать на одну руку золотые и серебряные украшения. Это официальные правила делового этикета относительно цветового решения одежды и аксессуаров оратора.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что возможная степень влияния цвета на человека достаточно сильна. «Сила» цвета настолько огромна, что ее используют не только, чтобы повлиять на подсознание человека, заставить его купить что-то или испытывать симпатию к определенной личности, но и на его физическое состояние. Всем известен довольно популярный способ лечение цветом, так называемая цветотерапия. Однако, что касается применения его в такой деятельности, как коммуникация, нельзя отрицать, что важно сочетание данной методики воздействия с другими. Цветовое решение – это всегда только один из аспектов.
Источник: https://lunchonthegrass.livejournal.com/41891.html