26.06.2024
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Что представляет собой социализация? Какое место в этом процессе занимает патриотизм и гражданственность? Есть ли место патриотическому воспитанию в современном мире? Эти и многие другие вопросы все чаще и чаще задаются социологами и педагогами
нашей страны. А это значит, что актуальность патриотического воспитания современных детей не вызывает сомнения.
Рассматривая значение термина «патриотизм» можно выделить следующее: патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Патриотическое воспитание и социализация, безусловно эти понятия связаны между собой. Ведь под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Задачами патриотического воспитания также являются:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;
- привлечение внимания к культурному наследию своего народа;
- прививание должного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Все это непосредственно влияет на социализацию и позволяет человеку в полной мере почувствовать себя членом общества.
В современных социально-экономических условиях с уверенностью можно сказать, что патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества.
Современные проблемы патриотического воспитания все чаще рассматриваются в контексте другой, более глобальной проблемы – кризиса духовности. В общественном сознании эрозии подверглись такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. В детское сознание очень активно через СМИ и произведения искусства транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры.
Можно сказать, что общество находится в постоянной аномии, и такой вопрос, как патриотическое воспитание становится одним из острых вопросов современности. Условия наличия патриотизма – это возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Чтобы патриотизм был не просто ушедшим в прошлое понятием, а важным явлением и чувством для каждого, патриотическим воспитанием должны заниматься как первичные агенты социализации (семья, друзья и т. д.), так и вторичные (детский сад, школа, институт, церковь, государство и др.). Для того чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание, развить и углубить их знания о подвигах предков в деле защиты Родины, преподавателям необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край. И в первую очередь показывать, что значит быть патриотом на личном примере.
С учетом всего вышесказанного, подведем итог: для формирования патриотизма и гражданственности необходимо разработать конкретные мероприятия (конкурсы военно-патриотические , символики и т. п., знакомство с подвигами и открытиями российских героев и ученых), которые будут доносить до сознания те нормы и ценности, которые должны быть известны и всегда актуальны для каждого гражданина Российской Федерации.
_____________________
1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2-х т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 2. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе : монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с. 159
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс]. М., 2012. URL: http://gospatriotprogramma.ru. (дата обращения: 05.09.2013). К. М. Шмелева, И. В. Патрушева
Источник: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32226/1/m21-2013-02-66.pdf