Музей "Русская изба"
20.11.2025
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка. В этот период закладываются базовые качества личности, в том числе, и духовно-нравственные. Огромное значение при этом отводится знакомству с родной культурой, приобщению к традициям, праздникам, литературе, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Именно при знакомстве с родной культурой и традициями происходит глубокое формирование духовно-нравственных качеств у детей.
Мы постоянно знакомим детей с культурой родного народа. 18 ноября дети старшей группы "Васильки" посетили музей "Русская изба", который работает в ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 9".
Нас встретила экскурсовод и ученики школы в русских народных костюмах. И, зайдя в помещение музея, мы с первых шагов погрузились в атмосферу жизни и времени наших предков.
Ученики школы рассказали значение и применение очень многих экспонатов старинного быта, рассказали обычаи приема гостей, расположения в русской избе печи, стола, красного угла. Можно было и потрогать, и попробовать «погладить» чугунным утюгом, «постирать» с помощью стиральной доски. Поиграли в народную игру "Колечко".
Узнали дети и новые слова: зыбка, люлька, ухват, чугунок, заслонка, русская печка, рукомойник, чугунный утюг, рубель, красный угол, прялка, лапти, ставни, наличники, сундук. Данные слова нам обязательно пригодятся и в подготовительной к школе группе при изучении сказов Павла Петровича Бажова.
Запомнили мы также слова бережного отношения к хлебу - если вдруг уронили на пол, нужно поднять, поцеловать кусочек и извиниться перед ним.
Из музея вышли под большим впечатлением и далее уже в садике продолжали обсуждать увиденное и играть в игру, которую нам напомнили в музее. Вот так мы познакомились с культурным наследием нашего народа, тяжелым трудом наших прадедов.
Благодаря посещению музея, дети не только познакомились с новыми словами, которые называют предметы быта наших предков, но и поняли, как было трудно жить во времена, когда не было плиты или микроволновой печи, батарей и водопровода. Так мы воспитываем чувство глубокого уважения к труду наших предков, к русской народной культуре. При знакомстве с истоками культуры, происходит духовно-нравственное воспитание, которое, по нашему мнению, является основой для формирования личности ребенка.