нарушениями речи; - обеспечить освоение адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации; - создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, а также для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. 1.7. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме, установленном ФГОС ДО соответствующего уровня адекватной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СанПиН-2.4.1.3049-13. 1.8. ИОМ разрабатывается и утверждается на педагогическом совете педагогами ДОУ на основании заключения ПМПК и собственных результатов диагностики, срок реализации ИОМ – 1 год. 2. Цели и задачи организации работы в соответствии с ИОМ 2.1. Целью организации работы в соответствии с ИОМ является создание условий, способствующих позитивной социализации воспитанников с ТНР, их социально личностного развития. 2.2.Задачи: организовать единую систему работы администрации, педагогических работников, медицинского персонала Учреждения и родителей по социально-личностному развитию ребенка; определить основные организационные механизмы для обучения воспитанников по ИОМ; обеспечить возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 3. Порядок разработки и реализации ИОМ 3.1. ИОМ может разрабатываться и утверждаться педагогами ДОУ на основании заключения ТПМПК, а также на основе результатов наблюдений педагогов за воспитанниками, психолого-педагогического мониторинга, мониторинга речевого развития. 3.2. В соответствии с заключением ТПМПК специалистами психолого-педагогического консилиума ДОУ: - утверждаются кандидатуры воспитанников, требующие реализации ИОМ; - согласуется основная цель составления ИОМ на конкретного воспитанника; - намечаются этапы построения ИОМ, пути реализации и планируемые результаты реализации ИОМ. 3.3. Учреждение информирует родителей (законных представителей) воспитанника о возможности развития воспитанника по ИОМ. 3.4. Председатель ППк МАДОУ осуществляет и координирует работу по разработке и реализации ИОМ, обеспечивает: - информирование родителей (законных представителей) воспитанника о возможности развития по ИОМ; - контроль за реализацией ИОМ в полном объеме; - взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам реализации ИОМ; - программно-методическое обеспечения ИОМ; - анализ работы по реализации ИОМ и представление результатов на педагогическом совете Учреждения. 3.5. Разрабатывают и реализуют ИОМ воспитатели, педагоги (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог). 3.6. Педагог-психолог: - проводит индивидуальное обследование ребенка с целью выявления уровня психического развития ребенка, его индивидуальных потребностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании детей; - ведет документацию в соответствии с установленным порядком; - участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения воспитанника; - отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ; - изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье. 3.7. Учитель-логопед: - подробно исследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка; - устанавливает уровень речевого развития воспитанника; - участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения воспитанника; - отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 3.8. Воспитатель: - проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение; - участвует в разработке и реализации ИОМ воспитанника в соответствии с АОП ДО, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка; - отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; - выполняет рекомендации специалистов. 3.9. Другие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре): - участвуют в разработке и реализации ИОМ воспитанника в соответствии с АОП ДО, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка; - отслеживают динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; - выполняют рекомендации специалистов. 4. Последовательность действий участников образовательных отношений при составлении ИОМ 4.1. Последовательность действий при составлении ИОМ включает следующие этапы: 4.1.1. Этап наблюдения: цель - выявить воспитанников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные, а также воспитанников с высоким интеллектуальным развитием, в том числе, имеющих признаки одаренности. 4.1.2. Диагностический этап: на данном этапе проводится педагогическое и (или) психологическое (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) диагностирование воспитанников. Психологическую диагностику проводит педагог-психолог, участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 4.1.3. Этап конструирования: цель - построение ИОМ воспитанника на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей, определение методов педагогической и (или) психологической поддержки, содержания работы. 4.1.4. Этап реализации ИОМ: ИОМ может реализовываться во всех видах деятельности. 4.1.5. Завершающая диагностика: цель - выявить результаты реализации ИОМ. 4.2. Форма ИОМ представлена в приложении № 1 к настоящему Положению. 4.3. ИОМ может включать следующие направления деятельности: - развитие общей и мелкой моторики; - развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков; - формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной), к которой относятся - лепка, аппликации, рисование) и другие виды продуктивной деятельности; - развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); - формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); - формирование представлений о пространстве, времени. 4.4. Формы работы, используемые при организации деятельности в соответствии с ИОМ: - беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; - игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций); - занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения), речевых навыков; - приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия); - релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.). 5. Принципы разработки ИОМ 5.1. При разработке индивидуального образовательного маршрута педагоги МАДОУ опираются на следующие принципы: – принцип опоры на обучаемость ребенка; – принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития; – принцип соблюдения интересов ребенка; – принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации); – принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах оказания помощи в решении проблемы); – принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода в педагогической диагностике); – принцип опоры на детскую субкультуру (каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт). 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения заведующим МАДОУ. 6.2. Настоящее Положение действует до принятия нового положения, регулирующего разработку и реализацию ИОМ для детей с ТНР. 6.3. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. Приложение 1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 422 «Лорик» 620012 г. Екатеринбург, Уральских рабочих 36А,телефон/факс (343) 307-78-90; e-mail: lorik422@mail.ru Утверждено заведующий МАДОУ ______________________________ Дьячкова О.Н. Согласовано_________________________________ Фамилия, имя, отчество родителя ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ воспитанника подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Общие данные Фамилия, имя ребенка: Сведения о семье: Мать (ФИО, образование, место работы) Отец (ФИО, образование, место работы) Воспитатели (ФИО): Специалисты: педагог-психолог Группа здоровья Режим пребывания ребёнка в ДОУ Дата рождения: , учитель-логопед - , инструктор по физической культуре – Заключение ПМПК: Рекомендации ПМПК: Срок реализации ИОМ: Аспект индивидуального учебного плана Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Оценка возможностей и потребностей ребенка Сильные стороны ребенка Потребности ребенка Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, создание условий для успешного освоения ребенком АОП в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Задачи: Содержание маршрута Образовательная Целевой подраздел (цели и задачи) Формы и методы работы Ответственные область Физическое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Рекомендации по работе с родителями: Методы педагогической диагностики: - беседа, - наблюдение, - диагностическое задание; - диагностическая игровая ситуация; - анализ продуктов детской деятельности. Вывод по итогам: Педагог-психолог _______________________ / _____________________ Учитель-логопед _______________________ / _____________________ Воспитатели _______________________ / _____________________ _______________________ / _____________________