Положение об ИОМ МАДОУ 422

нарушениями речи;
- обеспечить освоение адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми
нарушениями речи детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в особой
жизненной ситуации;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их индивидуальными
особенностями и склонностями, а также для развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка.
1.7. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме,
установленном ФГОС ДО соответствующего уровня адекватной учебной нагрузкой,
соответствующей требованиям СанПиН-2.4.1.3049-13.
1.8. ИОМ разрабатывается и утверждается на педагогическом совете педагогами ДОУ
на основании заключения ПМПК и собственных результатов диагностики, срок реализации
ИОМ – 1 год.
2. Цели и задачи организации работы в соответствии с ИОМ
2.1. Целью организации работы в соответствии с ИОМ является создание условий,
способствующих позитивной социализации воспитанников с ТНР, их социально личностного развития.
2.2.Задачи:
 организовать единую систему работы администрации, педагогических работников,
медицинского персонала Учреждения и родителей по социально-личностному развитию
ребенка;
 определить основные организационные механизмы для обучения воспитанников по ИОМ;
 обеспечить возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3. Порядок разработки и реализации ИОМ
3.1. ИОМ может разрабатываться и утверждаться педагогами ДОУ на основании
заключения ТПМПК, а также на основе результатов наблюдений педагогов за
воспитанниками, психолого-педагогического мониторинга, мониторинга речевого развития.
3.2.
В
соответствии
с
заключением
ТПМПК
специалистами
психолого-педагогического консилиума ДОУ:
- утверждаются кандидатуры воспитанников, требующие реализации ИОМ;
- согласуется основная цель составления ИОМ на конкретного воспитанника;
- намечаются этапы построения ИОМ, пути реализации и планируемые результаты
реализации ИОМ.
3.3. Учреждение информирует родителей (законных представителей) воспитанника о
возможности развития воспитанника по ИОМ.
3.4. Председатель ППк МАДОУ осуществляет и координирует работу по разработке и
реализации ИОМ, обеспечивает:
- информирование родителей (законных представителей) воспитанника о возможности
развития по ИОМ;
- контроль за реализацией ИОМ в полном объеме;
- взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам реализации ИОМ;
- программно-методическое обеспечения ИОМ;
- анализ работы по реализации ИОМ и представление результатов на педагогическом совете
Учреждения.
3.5. Разрабатывают и реализуют ИОМ воспитатели, педагоги (учитель-логопед,
музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог).
3.6. Педагог-психолог:
- проводит индивидуальное обследование ребенка с целью выявления уровня психического

развития ребенка, его индивидуальных потребностей, определение причин нарушений в
развитии и воспитании детей;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения
воспитанника;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ;
- изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье.
3.7. Учитель-логопед:
- подробно исследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка;
- устанавливает уровень речевого развития воспитанника;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения
воспитанника;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
3.8. Воспитатель:
- проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение;
- участвует в разработке и реализации ИОМ воспитанника в соответствии с АОП ДО,
возрастными и индивидуальными возможностями ребенка;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- выполняет рекомендации специалистов.
3.9. Другие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре):
- участвуют в разработке и реализации ИОМ воспитанника в соответствии с АОП ДО,
возрастными и индивидуальными возможностями ребенка;
- отслеживают динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- выполняют рекомендации специалистов.
4. Последовательность действий участников образовательных отношений при
составлении ИОМ
4.1. Последовательность действий при составлении ИОМ включает следующие
этапы:
4.1.1. Этап наблюдения: цель - выявить воспитанников, испытывающих трудности:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или
комплексные, а также воспитанников с высоким интеллектуальным развитием, в том числе,
имеющих признаки одаренности.
4.1.2. Диагностический этап: на данном этапе проводится педагогическое и (или)
психологическое (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей
детей) диагностирование воспитанников. Психологическую диагностику проводит
педагог-психолог, участие ребенка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
4.1.3. Этап конструирования: цель - построение ИОМ воспитанника на основе
выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей, определение методов
педагогической и (или) психологической поддержки, содержания работы.
4.1.4. Этап реализации ИОМ: ИОМ может реализовываться во всех видах
деятельности.
4.1.5. Завершающая диагностика: цель - выявить результаты реализации ИОМ.
4.2. Форма ИОМ представлена в приложении № 1 к настоящему Положению.
4.3. ИОМ может включать следующие направления деятельности:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
- формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной,

предметно-практической, игровой, продуктивной), к которой относятся - лепка, аппликации,
рисование) и другие виды продуктивной деятельности;
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма,
речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных
отношениях);
- формирование представлений о пространстве, времени.
4.4. Формы работы, используемые при организации деятельности в соответствии с
ИОМ:
- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на
знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и
поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с
окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и
ослабление негативных эмоций);
- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания,
восприятия, мышления, воображения), речевых навыков;
- приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
- релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи,
туловища, рук, ног и т. д.).
5. Принципы разработки ИОМ
5.1. При разработке индивидуального образовательного маршрута педагоги МАДОУ опираются
на следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка;
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
– принцип соблюдения интересов ребенка;
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе
изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
– принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное психолого-педагогическое
сопровождение на всех этапах оказания помощи в решении проблемы);
– принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода в
педагогической диагностике);
– принцип опоры на детскую субкультуру (каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами
и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт).

6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения заведующим
МАДОУ.
6.2. Настоящее Положение действует до принятия нового положения, регулирующего
разработку и реализацию ИОМ для детей с ТНР.
6.3. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и
(или) дополнения.

Приложение 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 422 «Лорик»
620012 г. Екатеринбург, Уральских рабочих 36А,телефон/факс (343) 307-78-90; e-mail: lorik422@mail.ru

Утверждено заведующий МАДОУ
______________________________ Дьячкова О.Н.
Согласовано_________________________________
Фамилия, имя, отчество родителя

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
воспитанника подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Общие данные
Фамилия, имя ребенка:
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы)
Отец (ФИО, образование, место работы)
Воспитатели (ФИО):
Специалисты: педагог-психолог Группа здоровья
Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Дата рождения:

, учитель-логопед -

, инструктор по физической культуре –

Заключение ПМПК:
Рекомендации ПМПК:
Срок реализации ИОМ:
Аспект индивидуального учебного плана
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие

Оценка возможностей и потребностей ребенка
Сильные стороны ребенка

Потребности ребенка

Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, создание условий для успешного
освоения ребенком АОП в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи:
Содержание маршрута
Образовательная Целевой подраздел (цели и задачи)
Формы и методы работы Ответственные
область
Физическое
развитие
Социально –
коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественно –
эстетическое
развитие
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Рекомендации по работе с родителями:
Методы педагогической диагностики:
- беседа,
- наблюдение,
- диагностическое задание;
- диагностическая игровая ситуация;
- анализ продуктов детской деятельности.
Вывод по итогам:
Педагог-психолог _______________________ / _____________________
Учитель-логопед _______________________ / _____________________
Воспитатели _______________________ / _____________________ _______________________ / _____________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».