25.06.2024
На окне в сказочной комнате Детского сада «Лорик» есть зеркальный замок.
В домике, где на чердаке живет наш Лорик – домовой, хозяин
комнаты, оберег своеобразный всего детского сада, есть тайный балкон. Он
открывается, и возникает стеклянный мир героев, которых наш художник создает из
обыкновенных и необыкновенных флакончиков из-под духов.
Зеркальный замок стоит на подоконнике, фигурки спрятаны за
ним, шторы – занавес закрыты, на звездочке висит колокольчик. Мы с ребятами
садимся на стульчиках «улыбочкой» и начинаем вместе рассказывать сказку. Занятие
так и называется – «Стеклянная сказка».
Я обязательно спрошу у детей, кто из них был в театре, что
должно быть в театре, кто они в театре, какие правила поведения существуют в
театре. Прозвенит звонок, занавес откроется, и каждый ребенок увидит себя в
зеркале стеклянного замка, помашет себе рукой, а я удивлюсь: вы очутились в
стеклянной стране?!
Итак, давайте начнем…
– Ребята, как обычно начинаются сказки? – спрошу я. И они
мне, конечно, скажут разные варианты сказочного зачина. Очень важно слушать и
переживать вместе с детьми, чтобы у них создавалось ощущение, что это они сами
рассказывают сказку.
– Да-да… В одном стеклянном царстве, в одном стеклянном
государстве жил-был Король! (фигурка короля появляется под торжественный
марш, который исполняете вы сами, своим голосом, придумывая на ходу мелодию!).
И звали его… Тут вы делаете паузу, предлагая детям придумать имя Королю. Они
вам скажут разные имена – удачные и не очень. Все зависит от вас: назовут
Короля Стекляшка – реагируйте! Какая мантия, какая чудесная золотая корона – и
Стекляшка! Ну, совершенно не королевское имя.
– И звали его Стеклярус Первый! (детям имя нравится,
попросите их повторить имя Короля торжественно, уважительно).
– Была у него жена – Стеклянесса Первая! (фигурка
королевы появляется под другую мелодию, она здоровается с Королем, здоровается
с детьми, показывает свой наряд, шляпку, сумочку. Говорит, что у нее столько
дел, столько дел… Я спрашиваю ребят, какие дела нужно сделать Королеве?
Королева как-то незаметно станет своей родной мамой и начнет в детских репликах
стирать белье, готовить, вытирать пыль. И в ваших рассказах вы потихоньку
вспомните все мамины дела дома!)
– Так вот, у Короля с Королевой была дочь – Принцесса! (вот-вот
принцессы! Какие они бывают? Где обитают? Какой у них характер? Можно
поговорить про какую-нибудь из принцесс! Дети обычно говорят, что принцессы
бывают добрые, приветливые, красивые, нежные). Обычно у меня есть
несколько вариантов сказки, и я направляюсь вместе с детьми в нужную мне
сторону.
– А Принцесса, их дочь, была ужасно капризной! (уточните
у ребят, капризная – это какая?). И все ей не нравилось: королевский
трон – неудобный, вода из фонтана – невкусная, королевский шут – скучный и каша
сегодня на завтрак была нелюбимая! (посмотрите на кого-нибудь понимающе, кто
тоже не очень хорошо относится к каше на завтрак!)
– Ваше Величество, нужно что-то делать, нужно как-то
воспитать дочь – Принцессу, учить ее разным наукам, чтобы у нее был добрый и
умный характер. И Король с Королевой решили пригласить для нее учительницу (если
вы сделаете акцент на слово «воспитывать», дети могут сказать
«воспитательницу», а вы расспросите, что делают ваши воспитатели в Детском
саду!). А эта учительница, по совместительству, оказалась еще и феей!
(появляется новая фигурка – Красная Дама, хотя она может быть и Белой и
Голубой – это зависит от превращения флакончика духов).
– Я знаю, что делать! – сказала Красная Дама. Юной Принцессе
нужно срочно отправиться в путешествие: мир посмотреть и ума-добра набраться.
Куда попадет принцесса вместе с феей, зависит от того, какие
необыкновенные предметы есть в вашем распоряжении: свечи, бусины, ракушки,
сундучки, перья и т.д.
1). Наша Принцесса попадает в царство Черного Колдуна.
У Колдуна есть бусина счастья. Он загадывает очень трудную
загадку:
«За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце.
Тихо так,
Тихо так…»
2). Царство Белого рыцаря.
Конь у этого рыцаря шахматная фигура. Он сильный, с копьем,
он всегда со всеми сражается, он готов сражаться с Принцессой, но она пищит от
испуга, как все девочки. И я снова обращаюсь к детям: «Разве можно драться с
девочками?» Обязательно кто-нибудь из мальчиков скажет серьезно и важно, что
девочек нужно защищать. Можно пофилософствовать с детьми, что победит сила или
добро? А где можно научиться добру? Можно в книгах прочитать. У Белого рыцаря
есть Книга Добра и Любви, но он не умеет читать. Принцесса и дети говорят
рыцарю добрые слова, и он отдает ей Книгу.
3). Стеклянный лабиринт.
Ставлю много флакончиков в ряд. Принцесса должна пройти по
лабиринту, не задев ни один. Если уронит, превратится в стеклянный столб.
Принцесса устала, но она проходит страшный лабиринт. И попадает на полянку (белая
кружевная салфеточка), где видит голубых стрекоз.
– Чьи вы? – спрашивает принцесса.
– Мы стрекозы Принца Голубой Страны. Он ищет настоящую
принцессу. Есть у него волшебная свеча. Если будет бусина счастья и Книга Добра
и Любви, то свеча загорится и будет свадьба!
«А у нас-то это есть!» – радуются ребята. Появляется Принц,
летят все во дворец – там праздник! А бусина счастья попадает каждому в
ладошки, и он шепотом или вслух говорит слова счастья Принцу и Принцессе.
Занавес еще не закрыт! Зрители аплодируют! Им очень хочется потрогать разных героев. Причем, сразу же начинаются импровизации, диалоги… Сказка продолжается! В следующий раз играйте и придумывайте новый вариант сказки – ведь принцессы и приключения бывают разные!