Методическое пособие по сочинению сказки

25.06.2024

На окне в сказочной комнате Детского сада «Лорик» есть зеркальный замок.

 

В домике, где на чердаке живет наш Лорик – домовой, хозяин комнаты, оберег своеобразный всего детского сада, есть тайный балкон. Он открывается, и возникает стеклянный мир героев, которых наш художник создает из обыкновенных и необыкновенных флакончиков из-под духов.

 

Зеркальный замок стоит на подоконнике, фигурки спрятаны за ним, шторы – занавес закрыты, на звездочке висит колокольчик. Мы с ребятами садимся на стульчиках «улыбочкой» и начинаем вместе рассказывать сказку. Занятие так и называется – «Стеклянная сказка».

Я обязательно спрошу у детей, кто из них был в театре, что должно быть в театре, кто они в театре, какие правила поведения существуют в театре. Прозвенит звонок, занавес откроется, и каждый ребенок увидит себя в зеркале стеклянного замка, помашет себе рукой, а я удивлюсь: вы очутились в стеклянной стране?!

Итак, давайте начнем…

– Ребята, как обычно начинаются сказки? – спрошу я. И они мне, конечно, скажут разные варианты сказочного зачина. Очень важно слушать и переживать вместе с детьми, чтобы у них создавалось ощущение, что это они сами рассказывают сказку.

– Да-да… В одном стеклянном царстве, в одном стеклянном государстве жил-был Король! (фигурка короля появляется под торжественный марш, который исполняете вы сами, своим голосом, придумывая на ходу мелодию!). И звали его… Тут вы делаете паузу, предлагая детям придумать имя Королю. Они вам скажут разные имена – удачные и не очень. Все зависит от вас: назовут Короля Стекляшка – реагируйте! Какая мантия, какая чудесная золотая корона – и Стекляшка! Ну, совершенно не королевское имя.

– И звали его Стеклярус Первый! (детям имя нравится, попросите их повторить имя Короля торжественно, уважительно).

 Была у него жена – Стеклянесса Первая! (фигурка королевы появляется под другую мелодию, она здоровается с Королем, здоровается с детьми, показывает свой наряд, шляпку, сумочку. Говорит, что у нее столько дел, столько дел… Я спрашиваю ребят, какие дела нужно сделать Королеве? Королева как-то незаметно станет своей родной мамой и начнет в детских репликах стирать белье, готовить, вытирать пыль. И в ваших рассказах вы потихоньку вспомните все мамины дела дома!)

– Так вот, у Короля с Королевой была дочь – Принцесса! (вот-вот принцессы! Какие они бывают? Где обитают? Какой у них характер? Можно поговорить про какую-нибудь из принцесс! Дети обычно говорят, что принцессы бывают добрые, приветливые, красивые, нежные). Обычно у меня есть несколько вариантов сказки, и я направляюсь вместе с детьми в нужную мне сторону.

– А Принцесса, их дочь, была ужасно капризной! (уточните у ребят, капризная – это какая?). И все ей не нравилось: королевский трон – неудобный, вода из фонтана – невкусная, королевский шут – скучный и каша сегодня на завтрак была нелюбимая! (посмотрите на кого-нибудь понимающе, кто тоже не очень хорошо относится к каше на завтрак!)

– Ваше Величество, нужно что-то делать, нужно как-то воспитать дочь – Принцессу, учить ее разным наукам, чтобы у нее был добрый и умный характер. И Король с Королевой решили пригласить для нее учительницу (если вы сделаете акцент на слово «воспитывать», дети могут сказать «воспитательницу», а вы расспросите, что делают ваши воспитатели в Детском саду!). А эта учительница, по совместительству, оказалась еще и феей! (появляется новая фигурка – Красная Дама, хотя она может быть и Белой и Голубой – это зависит от превращения флакончика духов).

– Я знаю, что делать! – сказала Красная Дама. Юной Принцессе нужно срочно отправиться в путешествие: мир посмотреть и ума-добра набраться.Хочу такой сайт

Куда попадет принцесса вместе с феей, зависит от того, какие необыкновенные предметы есть в вашем распоряжении: свечи, бусины, ракушки, сундучки, перья  и т.д.

1). Наша Принцесса попадает в царство Черного Колдуна.

У Колдуна есть бусина счастья. Он загадывает очень трудную загадку:

«За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

Тихо так,

Тихо так…»

2). Царство Белого рыцаря.

Конь у этого рыцаря шахматная фигура. Он сильный, с копьем, он всегда со всеми сражается, он готов сражаться с Принцессой, но она пищит от испуга, как все девочки. И я снова обращаюсь к детям: «Разве можно драться с девочками?» Обязательно кто-нибудь из мальчиков скажет серьезно и важно, что девочек нужно защищать. Можно пофилософствовать с детьми, что победит сила или добро? А где можно научиться добру? Можно в книгах прочитать. У Белого рыцаря есть Книга Добра и Любви, но он не умеет читать. Принцесса и дети говорят рыцарю добрые слова, и он отдает ей Книгу.

3). Стеклянный лабиринт.

Ставлю много флакончиков в ряд. Принцесса должна пройти по лабиринту, не задев ни один. Если уронит, превратится в стеклянный столб. Принцесса устала, но она проходит страшный лабиринт. И попадает на полянку (белая кружевная салфеточка), где видит голубых стрекоз.

– Чьи вы? – спрашивает принцесса.

– Мы стрекозы Принца Голубой Страны. Он ищет настоящую принцессу. Есть у него волшебная свеча. Если будет бусина счастья и Книга Добра и Любви, то свеча загорится и будет свадьба!

«А у нас-то это есть!» – радуются ребята. Появляется Принц, летят все во дворец – там праздник! А бусина счастья попадает каждому в ладошки, и он шепотом или вслух говорит слова счастья Принцу и Принцессе.

Занавес еще не закрыт! Зрители аплодируют! Им очень хочется потрогать разных героев. Причем, сразу же начинаются импровизации, диалоги… Сказка продолжается! В следующий раз играйте и придумывайте новый вариант сказки – ведь принцессы и приключения бывают разные!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».