28.10.2024
Проект придумывали и осуществляли:
воспитатели подготовительных групп Власова Л.А., Деревянко Р.И., Скорик Е.Н., музыкальный руководитель Мильто Е.Н., учитель-логопед Турыгина А.А.
Руководитель проекта: учитель-логопед Турыгина А.А.
Актуальность проекта
2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия. Мы горячо поддерживаем эту идею, ведь наша страна имеет богатейшую историю, неповторимую культуру, вековые традиции. Новорожденный ребенок знакомится с культурным наследием своей страны через песенки, прибаутки, потешки, игрушки. А дошкольники с интересом узнают о жизни наших предков через семейные традиции, праздники, посещение музеев, общение с пожилыми родственниками, специальные занятия, чтение сказок, былин и т.д. Детям интересно все! Что раньше ели, как ходили в гости, что такое уста, ведь по ним что-то течет почти в каждой сказке, чем занимались дети, когда не было телевизоров и компьютеров. И еще много-много вопросов задают дети в беседе с педагогами и родителями. Но больше всего детей интересуют игрушки! И мы решили изучить, а какими игрушками играли наши бабушки, дедушки?
Цель проекта - создание условий для социально-коммуникативного, художественно-эстетического и речевого развития дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, ознакомление с бытом, обычаями, традициями, обрядами, жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, особенностями культуры.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей старшего дошкольного
возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания русских народных кукол, их смыслового значения для людей.
2. Обогащать активный словарный запас ребенка и развивать связную диалогическую и монологическую речь при знакомстве с традициями, историей родного народа.
3. Развивать интерес у детей и их родителей к изучению истории и создания русской народной куклы.
4. Воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству.
5. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.
6. Удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях.
7. Привлечь родителей в процесс изготовления игрушки и знакомства детей с обычаями и традициями русского народа.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап
Содержание этапа:
- Организация развивающей среды:
- создание мини-музея предметов русского быта,
- открытие выставки русских народных игрушек.
- Знакомство с народными промыслами: дымковской, городецкой, филимоновской игрушкой; знакомство с русской народной куклой.
- Проведение мастер-классов "Русские народные куклы своими руками" с родителями по изготовлению русских народных тряпичных кукол:
- «Рождественский ангел»
- «Мартиничка»
- «Масленица»
- Оформление информации "Русские народные куклы" на сайт МАДОУ.
- Слушание, разучивание русских народных потешек, прибауток, закличек, песен.
2. Основной этап, содержание работы:
- Совместное изготовление и презентация русских народных игрушек. Дети совместно с родителями изготовили русские народные куклы: Десятиручку, Мартиничку, Куклу на пальчик, Свистульку, Благополучницу, Крупеничку и др. В группе дети презентовали свою куклу, рассказывали, как ее называют, из каких материалов она сделана, для чего изготавливалась эта кукла.
- Организация вернисажа изготовленных кукол в группе.
- Проведение игры - драматизации «Ярмарка игрушек» с потешками, закличками, прибаутками, скороговорками.
- Театральная игра.
3. Заключительный этап, содержание работы:
- Подготовка к Городской игре-конкурсу «Матрешка», запись видеоролика.
- Проведение мастер-класса «Кукла-стригушка» для ТЕХНО-КВЕСТА, который проходил в городе Первоуральск.
Результаты проекта:
- Созданы условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, а именно традициям в изготовлении русской народной игрушки.
- Создан детьми, родителями и педагогами оригинальный и познавательный продукт «Русская игрушка своими руками», который содержит информацию о народных игрушках, их значении, способе изготовления кукол.
- В ходе реализации проекта произошло обогащение словарного запаса детей, дети использовали разнообразные формы общения, развивалась монологическая и диалогическая речь детей.
- Активно развивались личностные качества детей: организаторские, исследовательские и творческие способности, умения и навыки и действовать по определённым игровым правилам, целеустремленность и толерантность, умение работать в команде.
- Была удовлетворена естественная потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, самостоятельных действиях и самовыражении.
- Во время проекта была обеспечена педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования своего ребенка.
- Участие детей в конкурсе «МАТРЕШКА» и «ТЕХНОКВЕСТ».
Фотогалерея проекта: